Виктор Ширяев
haribda: А вот объясни мне, нахрена человеку осознанные сновидения? Что за желание все контролировать?
antly_ulvang: Правильно! Пусть 90% начнут практиковать хотя бы осознанное бодрствование!
bash.im
Многие недоумевают, когда слышут слово “осознанность” (mindfulness) в контексте духовности: конечно, я осознаю, что читаю книжку; что сегодня суббота; что меня зовут Витя. И чего в этом духовного-то вообще? И тем более многие недоумевают, когда слышут, что вообще вся духовность заключена в осознанности — это-то как?! Чем эта самая осознанность, что сегодня суббота, или что меня зовут Витя, отличается от мифической духовной осознанности?
А ничем и не отличается, собственно.
Однако, критический момент заключается в том, что мало кто, принимая, что сегодня суббота, решает(-ся) посмотреть на саму осознанность того, что сегодня суббота. Другими словами, вместо того, чтобы смотреть и участвовать в том, что конструируется, мало кто обращает внимание на то, как это конструируется, и где/кем.
А ведь когда поворачиваешь взгляд на себя, открываются многие интересные штуки. На мой взгляд, абсолютно бессмысленно рассказывать о том, что именно начинаешь видеть — об этом узнают только изнутри, и опыт каждого — индивидуален. Но если действительно есть сильное желание узнать правду, то вот оно всё — как на ладони, настолько контрастное, что сложно не заметить (существуют сотни, если не тысячи методик того, как проводить самоисследование).
Если вас зацепило слово “правда” в предыдущем абзаце, то мне следует пояснить, что я называю правдой. Правда — это то настоящее, которое не сводится ни к чему; то настоящее, которое ни от чего не зависит и является самодостаточным и самоценным; то, что есть. И я вижу из своего опыта, что единственная правда находится там, где всё начинается; отсюда — осознавание. Не осознавание чего-либо, а само осознавание. А неправда, соответственно, это всё искусственное, то, что осознаётся. Неправда потому, что у этого всего нет никакого основания, кроме правды. Такой парадокс. И честное изучение себя, честное обращение внимания внутрь, на само осознание, показывает, что мы полны неправды, что всё, что в нас есть — это неправда.
Собственно, всё человеческое, как это не смешно.
Оставь надежду всяк сюда входящий
Думаю, именно потому так мало людей решается посмотреть на само осознавание, ведь честный взгляд сразу выявит ложность всего человеческого — сконструированность практически всего. Верования, представления, знания, отождествления, мечты, эмоции и чувства, вера, надежда, любовь... Всё это оказывается полнейшей чепухой, бессмыслицей, не стоящей и выеденного яйца. И вся история человечества, и человеческой культуры оказывается не стоящей и выеденного яйца, т.к. питается всеми этими эфемерными конструктами, от Гильгамеша и Троянской войны, через Монтекки и Капулетти, через “Титаник”, и до Чжоу Эньлая с Мавроди. Армен Джигарханян в “Правилах Жизни” в журнале Esquire сказал: “Если хочешь понять, что у тебя творится в голове, в сердце, — читай и слушай классиков”. На мой взгляд, это полная чепуха. Если хочешь понять, что у тебя творится в голове и сердце — начни смотреть в них внимательно и честно, не отворачиваясь. А опора на классиков — это костыли для поддерживания иллюзии.
Собственно, именно об этом и говорил Будда ещё 2500 лет назад. Во многих сутрах палийского канона повторяется, с вариациями, одна и та же тема:
Татхагата понимает: “Эти основы учения так-то достигнуты, так-то приняты, ведут к тому-то, приносят то-то в будущем существовании”. И Татхагата понимает их и понимает выходящее за их пределы и не привязывается к этому пониманию; непривязанный он находит успокоение в своем сердце. Постигнув в согласии с истиной и возникновение, и исчезновение, и сладость, и горечь, и преодоление ощущений, Татхагата, монахи, освободился, лишившись всякой зависимости. Брахмаджала-сутта
Т.е. каким бы не было содержание мировоззрения, оно всегда сконструировано тем или иным образом. Любое мировоззрение, любая идея “так-то достигнуты, так-то приняты, ведут к тому-то, приносят то-то”, а значит, решение бесполезно искать в очередном мировоззрении, и только выход за них может быть окончательным решением, правдой.
Смешно и грустно от того, что люди могут совершенно реально страдать от совершенно искусственных, надуманных вещей. Страдать от того, что они видят внутри мира, а не от того, что они внутри мира; другими словами, страдать от тех вещей, что находятся внутри мира, а не от того, что они сами находятся внутри мира. Как говорит Даниэль Канеман, “то, что мы видим — это всё, что есть”. Но это не мы!
Комментарии к слайду
Нет комментариев