Евгений Пустошкин
Решётка Уилбера — Комбса, разводящая и дифференцирующая горизонтальные состояния сознания и вертикальные структуры сознания, полезна в определении т. н. «космического адреса» того или иного исторического феномена (индивидуального или социального). Согласно Кену Уилберу (см. его книгу «Интегральная духовность»), любое событие во вселенной (а точнее — любая перспектива + любое событие) можно локализовать в системе координат AQAL (с точки зрения квадрантов, уровней, состояний и типологий).
В преломлении через советское прошлое тоталитаризм нашего общества состоял в попытке объявить легитимными практики и опыт узко ограниченного миропространства. В попытке создать монообщество диктатура пролетариата объявила законным только грубое (плотное) состояние сознания, ориентированное на сенсомоторный мир (единственное, что ей было доступным), любые дискурсы и практики, занимающиеся тонкими, причинными и недвойственными состояниями сознания и энергиями объявлялись вне закона и преследовались (либо же являлись предметом сугубо утилитарного рассмотрения спецслужб властных структур).
Помимо этого, в плане структур и уровней сознания де факто задействовалась доминанта только лишь формальной логики (стадия формального мышления), но делалось это зачастую на всепронизывающей доформальной, преимущественно конкретно-операциональной основе (естественным образом свойственной народу — пролетариату и крестьянам). Возникал своеобразный карго-культ: конкретно-операциональное преклонение перед диалектикой, но сугубо через формально-логическое рационализаторство.
Иными словами, несмотря на объявление диалектического материализма, доминантой советского общества и науки оставались буквалистские конкретно-операциональные и рационалистские формально-операциональные праксисы и интерпретации (как показал, например, В. В. Налимов в книге «Искушение Святой Руси») — интерпретации того же коммунизма, марксизма, социализма, буржуазной философии и т. д. Следовательно, свободный дух был попран незнанием человеческой природы и попыткой вместить её в прокрустово ложе.
В результате репрессиями насаждаемая советская парадигма (в обществе, науке и культуре) де факто отличалась резким и подавляющим акцентом на грубое состояние сознания и соответствующие интерпретации реальности — «наивный реализм» (sensibilia, или чувственный мир), а также фундаменталистские ценности: возникли воинствующий коммунистический атеизм как моноидеология, которой приписывались сакральные смыслы (с апокалиптической «точкой Омега» в светлом-прекрасном будущем), и высокими степенями рационализаторствующего сциентизма, практически никогда не выходящего за пределы формальной логики, несмотря на постулирование приверженности диалектике.
Подобная парадигма — то есть в понимании Т. Куна коллективная практика, задействование которой порождает опытные данные, — выступала в виде «печати» (или образца), при помощи которой оказывалось давление на усиленно централизировавшееся и принуждавшееся к моноидеологии общество. Оттиск от данной печати ограничивал проявления мира крайне узким вероятностным распределением: грубым состоянием сознания; конкретно-операциональным — формально-операциональным мышлением и системообразующими фундаменталистскими ценностями (моноидеология коммунизма/социализма в своей крайне редукционистской, «пролетарской» трактовке, претендующая на универсальную «духовную» истину), под которыми всех вынуждали подписываться под страхом репрессий.
Однако, поскольку человеческая природа, как и дух человеческий, неотъемлемо многообразны и нередуцируемы, всегда проявлялись многочисленные отклонения и девиации, множественность перспектив — полагаю, не только в виде диссидентов, но также и в виде различных интерпретаций внутри захватившей власть группировки.
Подлинная демократия, плюралистическое и постплюралистическое общество поэтому не могут ограничиваться свободой только лишь в проявлениях чувственного мира и идеологиях.
Подлинные глубинная демократия и плюралистическое общество защищают право человека и человеческих сообществ на многообразие по всему спектру потенциала развития человека, на всём континууме развития — от грубокого к тонкому, причинному и недвойственному; от дорационального к рациональному и пострациональному.
При этом необходимо осознавать постплюралистическую (интегральную) необходимость в защите более редких и более эволюционно продвинутых модальностей сознания и коллективного бытия от репрессивной диктатуры более древних и архаичных форм сознания и коллективного быта (которые часто не знают ритуалов перехода и крайне боятся собственной смерти, отсюда и постоянная неспособность правильно разрешить искушение Властью и попытка сохранить стазис и миропорядок в неизменности — в той неизменности, которую данные формы сознания только и способны транслировать), а также, по мнению ряда глобальных активистов, поддержании всей спирали человеческого развития (т. н. первичная директива в спиральной динамике — приобретающем распространение на Западе методе системной работы с многомерностью человеческого общества как в локальных, так и в глобальных масштабах, который основывается на трудах Клэра Грейвза и разработан Доном Беком и Крисом Кованом).
Комментарии к слайду
Нет комментариев