Евгений Пустошкин
Феноменологически Мысль — интересная вещь.
К ней может быть два диаметрально противоположных отношения (и целый континуум между этими полюсами): к Мысли можно относиться как к чему-то важному и заветному или же как к чему-то отдаляющему от по-настоящему важного и заветного. Наши сложные взаимоотношения с собственной Мыслью порождают, видимо, один из важных барьеров двойственного (дуалистического) мировосприятия.
Тем, кому Мысль даётся с трудом, она представляется обузой и актом насилия; те же, кому Мысль даётся легко, легко же в ней и пропадают. При страхе перед Мыслью рискуешь совсем разучиться мыслить; при привязанности к Мысли рискуешь затеряться в мыслях и потерять связь с реальностью. Именно поэтому многие учёные кажутся психотерапевтам как минимум ярко акцентуированными, а как максимом — душевно больными людьми, отчуждёнными от чувственной ткани бытия, затерянными в самоинцесте мысли мыслью ради мысли.
Мысль парадоксальна, поскольку её не охватить мыслью. Мысль не может охватить мыслью самое себя. Она вечно ускользает от самой себя. Именно поэтому велик соблазн направить её вовне себя, на постоянное пережёвывание чего-то, какого-то предмета, каких-то систем, в общем всего, что может послужить дровами в костёр незатихающей мысли (и «эротической» активности, скажем, префронтальной коры). Мысль ради мысли становится тогда гипнотизирующей саму себя в сильнейшем мыслительном трансе самоцелью.
Мысль величественна. Мысль может структурировать вокруг себя смыслы. Легче передать Мысль, как построить пирамиду, нежели скопировать уже существующую пирамиду. Легче передать смыслообразующую Мысль, которая послужит зерном, из которого вырастет дерево деяний, нежели передать собственно всё неисчислимое многообразие деяний — как происшедших, так и потенциально возможных.
Но наиболее интересна Мысль, когда она направлена на две вещи: одна из них — это сама Мысль, Мысль сама по себе. Вторая вещь, на которую стоит направить Мысль, это поле многомерных смыслов.
Мысль материальна не в том смысле, что то, что я подумал, реализуется, а в том смысле, что Мысль буквально материальна: это не бесплотный и абстрактный чистый дух, а воплощённая в материи вибрация и энергия, по которой скользит локус отождествления — постоянно то сужающаяся, то расширяющаяся бездна пустотности.
Когда мы направляем Мысль как на саму себя, так и на поле многомерных смыслов (сначала планетарного, общечеловеческого, а потом уже и вселенского масштаба), то Мысль начинает удивительный Танец. Это Танец самопожирания Мысли Мыслью и саморазрушения Мысли. Мысленная картинка начинает дребезжать, вдруг приоткрывается, сначала чуть-чуть, а потом больше Завеса — занавес, отделяющий нас от Тайны. Вдруг Тайна пантерой набрасывается на нас и вонзается прямо в Сердце. Происходящее дальше уже запредельно Мысли.
Всё, всё без исключения, всё без какого-либо исключения происходящее с нами прямо сейчас есть палец, указующий на Луну. Куда ни глянь, указание повсюду. Любая форма, вибрация, проявление имеет функцию указателя на трансцендентальное, которое при этом потенциально имманентно всему. То, что нужно сделать, это внимательно, очень внимательно вглядеться во всё сразу же… или же во что-то конкретное. В любом приоткрывающемся окошке можно уловить вечно ускользающее. Секрет в том, чтобы, пронзительно вглядываясь, не пытаться конкретизировать и уловить. Опираясь на Мысль, можно выйти за её пределы, превзойти и включить её. Это приоткрывает дорогу к сверхразуму.
Это не охватить Мыслью, но сама Мысль может служить и служит порталом. Порталом, который с нами большую часть нашего земного существования.
Комментарии к слайду
Нет комментариев