Форма поиска

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
7 желтый уровень - 8 бирюзовый уровень: переход

Четвертый этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
5 оранжевый уровень - 6 зеленый уровень: переход

Третий этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
3 красный уровень - 4 синий уровень: переход

Второй этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
1 Инфракрасный (бежевый) уровень - 2 пурпурный уровень: переход

Первый этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Видео-студия Тамары Жалалите, комплексная видеостудия

Видео-студия Тамары Жалалите http://VideoSt

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: конструкты, мозаика, мета-моделирование

Мета-поле конструктов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластеры, мозаика, под-прожекторы

Детализация по задаче

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: прожекторы, условия, кластера

Мета-факторы моделирования

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход: уровни, этажи слои

Нечеткая логика

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход, мета-модель: прожекторы и подпрожекторы

Конструкты под-прожекторы

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход: прожекторы, зоны и мета-моделирование

Прожекторы-конструкты

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: этаж, слой - пара уровней

Непрерывная шкала слоев

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластера и уровни развития

Кластерные скопления

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластера и сдвиг уровней развития

Центры тяготения и обусловленности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: сдвиг уровней развития, шаг 3

Гибкость этапов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: альтернативные спектры развития, шаг 2

Варианты фильтров и путей

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: трансформация, деятельность

Концепция деятельности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Аристотель

Жизнь требует движения.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Эрих Мария Ремарк

Не важно, где жить. Важно только то, на что мы тратим свою жизнь.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Марк Тулий Цицерон

Сделай, если можешь.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сальвадор Дали

Играя в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сальвадор Дали

Играя в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Человеческий глаз под микроскопом

Первая и лучшая победа - это победа над собой. Платон

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Реальность

искусство реальности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интеллект

-это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Разнообразие придает жизни красоту

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Макс Люшер. Закон гармонии в нас

Существует своеобразное равновесие между ощущаемым человеком дефицитом какого

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная трехфакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная двухфакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная однофакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
История опыта существа-структуры

Индивидуальный набор опыта в исторической перспективе

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Лестница

Хочу - могу

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Суворов А. В.

Непреодолимого на свете нет ничего.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Франц Кафка

В борьбе между собой и миром оставайтесь на стороне мира.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Жизнь

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали. М.

Комментарии к слайду

31/07/2012 21:27
Автор: Алексей Шиндин
Если мы возьмем 1 фактор или измерение, и сделаем проекцию на него, то можем получить вместо комплексного многообразия кластеров уровни. Примером таких уровней могут быть 17 уровней однофакторного мозаичного подхода.
Добавить новый
Кластера-уровни ZEXH 1-17

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Духовность

Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, — это все равно, что требовать

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Отображение автора и наблюдателя в систему-проекцию

Отображение автора и наблюдателя в систему-проекцию

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Отображение реальности в систему-проекцию через автора

Отображение реальности нечто в систему-проекцию через автора.

Комментарии к слайду

08/11/2011 02:28
Автор: admin
....4
07/11/2011 23:02
Автор: admin
....3
06/11/2011 15:02
Автор: admin
...2
06/11/2011 13:38
Автор: admin
...
Добавить новый
Зелёный

Цвет жизни, роста, гармонии, плодородия, экологии.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сила

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И.Гёте

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Начало

Почти во всех делах самое трудное — начало. Ж. Руссо

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Знания. Книга

Книгой следовало бы, собственно, называть лишь ту, которая содержит нечто нов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Дорога

Дорога - удивительное дело!

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Потенциал, который спит

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Вселенную не беспокоят твои заморочки...

Масштабы и адекватность

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности: структуры

Волновые и структурные компоненты схематичного изображения коллективной сущно

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности: интерференционная

Волновое схематичное изображение коллективной сущности или программы, эгрегор

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности

Урощенное схематичное изображение коллективной сущности или программы, эгрего

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель человека, существа, объектов: структуры

Представление существ, объектов, человека с помощью интерференционной модели

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель человека, существа, объектов

Представление существ, объектов, человека с помощью интерференционной модели

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Проекция рекурсивной N-мерной модели уровней в трехмерное пространство состояний

Модель уровней с учетом 3 факторов: внутреннего состояния, состояния среды и

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор одномерных уровней на плоскости двумерных состояний

Модель уровней с учетом 2 факторов: внутреннего состояния и состояния среды.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор уровней: плоскость состояний двухмерная

Модель уровней с учетом 2 факторов: внутреннего состояния и состояния среды.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор уровней: последовательность состояний одномерная

Некоторый набор уровней с учетом только 1 фактора: внутреннего состояния.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космический масштаб, интерференция и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космический масштаб, синусоиды и частотная вложенность

Синусоидальная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Планетарный масштаб, интерференция и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Планетарный масштаб, синусоиды и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб планеты.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Туннель-колпак ограничения пути и туннельный переход-прыжок

Механизм действия огранения колпака, изменений внутри туннеля.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
История опыта тел структур

Схема истории опыта структур, включая различных существ на протяжении всей их

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный океан: от абстракции к конкретике мозаики

Абстракционно-конкретный мозаичный мир

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаика бытия: абстрактно-конкретная схема

Абстрактно-конкретная схема мозаичного бытия.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Цветовой круг ZEXH: цвета уровней

Цветовой круг используемый в ZEXH

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Графовая модель не-эволюции (изменений)

Общая модель изменений, основанная на графах.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 17 бесцветный, прозрачный - голограмма

Уровень
цвет: бесцветный, прозрачный
номер: 17

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 16 черный - интерференционная картина

Уровень
цвет: черный
номер: 16
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 15 белый - волновой фронт

Уровень
цвет: белый
номер: 15
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 14 серебристый - воронки, горизонты, черные и белые дыры

Уровень
цвет: серебристый, серый
номер: 14

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 13 золотистый - горизонт, белая и черная дыра, воронка

Уровень
цвет: золотистый
номер: 13
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 12 фиолетовый - зоны обособленностей и источников

Уровень
цвет: фиолетовый
номер: 12
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 11 лайм - зона обособленности и источника

Уровень
цвет: лайм, салатовый
номер: 11
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 10 индиго - туннели, туннелирование

Уровень
цвет: индиго
номер: 10
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 9 алый - Так ли? - туннель, прыжок, кусочная непрерывность

Уровень
цвет: алый
номер: 9
Вопрос: Так ли?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 8 бирюзовый - Зачем? - пространства, мировоззрения, системы

Уровень
цвет: голубой, бирюзовый
номер: 8

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 7 желтый - А если? - пространство, мировоззрение, система, парадокс, петля

Уровень
цвет: желтый
номер: 7
Вопрос: а если..

Комментарии к слайду

17/10/2011 16:40
Автор: Алексей Шиндин
Добавить новый
Уровень 6 зеленый - Почему? - плоскости, карты, таблицы

Уровень
цвет: зеленый
номер: 6
Вопрос: почему

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 5 оранжевый - Кто? - плоскость, карта, таблица, зигзаг

Уровень
цвет: оранжевый
номер: 5
Вопрос: кто

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 4 синий - Как? - последовательности, линии, ряды

Уровень
цвет: синий
номер: 4
Вопрос: как

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 3 красный - Когда? - луч, последовательность, линия, ряд

Уровень
цвет: красный
номер: 3
Вопрос: когда

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 2 пурпурный - Где? - точки, объекты

Уровень
цвет: пурпурный
номер: 2
Вопрос: где

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 1 инфракрасный - Что? - точка, объект

Уровень
цвет: инфракрасный
номер: 1 
Вопрос: что

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космос

Знание «большой природы» мироздания нужно людям и для расширения и развития и

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Свет

Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Океан

Давно называют свет бурным океаном, но счастив тот, кто плывет с компасом.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Туннель

Снова и снова страсть к пониманию приводит нас к иллюзии, что человек способе

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Горизонт

Теория-это лекарство, её принимают, когда она необходима и, по возможности, с

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Вселенная

Человек-это часть целого, которое мы называем вселенной, часть, ограниченная

Интегральная психология: структура самости и ее развитие в интегральном подходе

Сергей Бадаев

   (по материалам главы 3 "Интегральной психологии")
  
   (1)
   Согласно Кену Уилберу самость совместно со стадиями развития и линиями развития составляет основу Интегральной модели (ИП, стр.51). Интересно отметить, что в одной из своих последних книг "Интегральное видение" Уилбер представляет Интегральную модель, как состоящую из 5 ключевых компонентов: квадрантов (или секторов), стадий, линий, состояний и типов. Самость при этом среди ключевых компонентов не упоминается.
   (2)
   Что же понимает Уилбер под самостью? Он различает "непосредственную" самость (НС), которую он определяет как внутреннего субъекта или свидетеля, и "периферическую" самость (ПС), которую он определяет как наблюдаемые объективные характеристики, типа возраста, характера и проч., которые человек относит к "себе". Иными словами, НС -- это наблюдающее "я", а ПС -- это наблюдаемое "я". Уилбер вводит также понятие "совокупной" самости (СС), которая объединяет НС, ПС и "другие источники самоотождествления", которые Уилбер не уточняет (ИП, стр.52). Правда на следующей странице Уилбер дает несколько отличающееся определение СС. Он представляет СС как состоящую из НС, ПС и трансцендентальной Самости, или высшего Свидетеля, который пребывает, согласно Уилберу, на "задворках нашего осознавания". Неопределенность содержания СС усиливается также тем, что в одном из абзацев Уилбер говорит о том, что СС содержит в себе несколько различных потоков (=линий), а также все разновидности субличностей, о которых Уилбер обещает поговорить далее. К сожалению, нигде на протяжении этой главы Уилбер к этому вопросу более не возвращается. Неопределенность относительно содержания понятия СС связана также с тем, что остается непонятным, включает ли Уилбер в СС ту часть психики, которая остается недоступной сознанию, то есть бессознательное. Теоретически здесь можно предположить два варианта -- либо рассматривать область бессознательного как часть НС, либо рассматривать бессознательное как своего рода "слепое пятно" психики, а под НС понимать исключительно психическую функцию наблюдателя или свидетеля.
   (3)
   Разбирая вопросы развития самости, Уилбер пишет, что самость "движется по уровням и линиям" (ИП, стр.53). При этом, исходя из принятых определений, Уилбер уточняет, что лишь НС развивается "относительно последовательно" и "постадийно", а СС не демонстрирует последовательного и постадийного развития, потому что содержит в себе несколько различных потоков (=линий). Здесь, на мой взгляд, возникает некоторая несогласованность в изложении, так как становится не вполне ясно, что имеется в виду, когда говорится о том, что самость движется по уровням и линиям. Имеются ли в виду ее собственные линии, или общие линии развития, такие как когнитивная, аффективная и другие?
   (4)
   Уилбер предлагает следующий механизм, описывающий переход самости с одного уровня развития на другой: отождествление -- трансценденция -- интеграция. "Каждый раз, когда самость сталкивается с новым уровнем Великого Гнезда, она сначала отождествляется с ним; затем она разотождествляется с ним (трансцендирует его, дистанцируется от него); затем она включает его в себя и интегрирует его со следующего более высокого уровня" (ИП, стр.53, выделено Уилбером). На мой взгляд, это описание звучит двусмысленно, так как "отождествление" можно понимать в двух смыслах: либо в смысле не осознаваемой слитности, либо в смысле причастности и принадлежности. Например, мы слиты с нашим бессознательным, оно влияет на нашу жизнь помимо нашего сознания, и в этом смысле мы отождествлены с ним. Но когда мы переживаем за любимую команду или ощущаем гордость за свой народ, мы чувствуем себя причастными или принадлежащими к определенной социальной группе и в некотором смысле также отождествляем себя с этой социальной группой.
   (5)
   Исходя из этого, мне кажется, что этот механизм можно было бы представить следующим образом, хотя я и не уверен, что это совпадает с тем, как понимает этот механизм Уилбер. Определенные структуры начинают использоваться в процессе развития неосознанно, то есть человек не отдает себе в этом отчета. И это состояние слитности, или отождествленности. Затем происходит осознание этих структур, как внешних по отношению к наблюдающему "я", то есть непосредственной самости (НС). И это соответствует трансценденции. При этом эти структуры становятся частью периферической самости (ПС), что соответствует интеграции. Необходимо отметить, что в этом случае трансценденция и интеграция выступают не как последовательные этапы, а, скорее, как две стороны одного и того же процесса.
   (6)
   Уилбер утверждает, что именно непосредственная самость (НС) "претерпевает относительно последовательное постадийное развитие" (ИП, стр.53). И именно развитие НС является ключевым аспектом развития, или, как выразился Уилбер, "находится в самом центре развития сознания" (ИП, стр.53). При этом Уилбер ссылается в качестве эмпирического подтверждения своих слов на работы Джейн Левинджер по "эго"-развитию. Однако "эго" скорее соответствует периферической самости (ПС), чем непосредственной самости (НС), которая по определению Уилбера является наблюдающим свидетелем. Исходя из такого определения, кажется, что НС лишена положительного содержания, либо это содержание находится в области бессознательного. В то же время ПС -- это то, что НС наблюдает и относит не к внешнему миру, а к "себе", и что, таким образом, становится и частью совокупной самости (СС) тоже. Таким образом, кажется, что более верно говорить о развитии именно ПС, так как в процессе развития ее содержание увеличивается и обогащается. Или же можно говорить о развитии СС, так как ПС является ее составной частью.
   (7)
   Говоря о движении самости по уровням развития, Уилбер отмечает, что самость не закреплена жестко на каком-то определенном уровне и даже в определенных пределах может перемещаться по всему спектру сознания. Однако центр тяжести самости "имеет тенденцию в любой данный момент оставаться в пределах одного базового уровня сознания" (ИП, стр.54). Чтобы пояснить это положение, Уилбер приводит следующий пример: "... если вы проводите тест на развитие эго у пяти человек, то около 50 процентов их ответов будут связаны с одним уровнем и около 25 процентов ответов будут связаны с предыдущим или следующим уровнем" (ИП, стр.54). Непонятно, почему в примере фигурируют сразу 5 человек. Во всяком случае, смысл этого примера, по-видимому, заключается в следующем: если человек отвечает на вопросы теста по определению уровня развития самости, то часто оказывается, что 25% ответов соответствуют условному уровню развития 1, 50% соответствуют уровню 2, а еще 25% соответствуют уровню 3.
   (8)
   Этот пример имеет очень важное значение для понимания того, как эмпирические данные соотносятся с обсуждаемыми теоретическими моделями. К сожалению, это требует отдельного обсуждения. Здесь же важно отметить, что определяемый уровень развития самости является величиной статистической. Хотя среднее арифметическое всех ответов в упомянутом выше примере дадут в итоге величину уровня, равную 2, в действительности лишь 50% ответов теста будут соответствовать этому уровню. Второй момент, который необходимо здесь отметить, заключается в том, что из данного примера вовсе не следует, что центр тяжести самости действительно имеет тенденцию оставаться в пределах одного базового уровня сознания, если под центром тяжести понимать среднее арифметическое. Центр тяжести самости в силу чисто статистических причин может оказаться между двумя уровнями: например, 1-й уровень -- 10%, 2-й уровень -- 40%, 3-й уровень -- 50%.
   (9)
   Далее Уилбер предлагает объяснение этому явлению: "На мой взгляд, это объясняется тем, что каждый раз, когда самость отождествляется с каким-либо уровнем сознания, она переживает утрату этого уровня как смерть -- буквально как своеобразную смертельную судорогу, поскольку сама жизнь самости отождествляется с этим уровнем" (ИП, стр.54). Во-первых, в данной цитате, судя по всему, присутствует досадная опечатка. Переживание утраты уровня должно происходить по логике Уилбера в результате разотождествления, а не из-за отождествления. На это указывает дальнейшее изложение в этом абзаце. Но даже с учетом этой опечатки остается непонятным, почему разотождествление с данным уровнем должно восприниматься как смерть. Допустим, человек перешел с эмоционального базового уровня на уровень репрезентирующего ума и больше не отождествляется со своими эмоциями, а может их рассматривать отстраненно и даже пытаться их контролировать. Это означает, что эмоции больше не являются частью непосредственной самости (НС) (или бессознательного), а являются теперь частью периферической самости (ПС), то есть по-прежнему являются частью совокупной самости (СС).
   (10)
   Во-вторых, подобное переживание разотождествления с уровнем как переживание смерти не согласуется с утверждением Уилбера о том, что самость не отождествляется исключительно с одним уровнем. Об этом говорит и пример с процентами, приведенный Уилбером, и его замечание о том, что самость не закрепляется жестко на одном уровне, а может быть "повсюду сразу" (ИП, стр.54).
   (11)
   Существует еще один момент, который не согласуется с описанием перехода самости с одного уровня на другой как переживанием смерти. Речь идет о моем личном опыте. Как взрослый индивидуум, я, вполне вероятно, нахожусь на базовом уровне развития, который Уилбер обозначает как формально-операционный. За это время моя самость прошла по следующим уровням: сенсомоторный, эмоциональный, репрезентирующий ум, конкретно-операционный и формально-операционный. Иными словами, за это время моя самость должна была 4 раза совершать переход с одного уровня на другой и переживать смерть разотождествления с уровнем развития. Но, оглядываясь на свою жизнь, я не могу припомнить ни одного такого драматического переживания, которое можно было бы интерпретировать подобным образом. Хотя опыт конкретного человека -- это всего лишь единичный случай, для меня лично это несоответствие служит дополнительным основанием для того, чтобы поставить под сомнение предлагаемый Уилбером механизм перехода самости с одного уровня развития на другой.
 
+1
0
-1
Прикрепленные файлы:

*