Сергей Бадаев
(комментарий к главе 1. Введение)
Выход книги Кена Уилбера "Интегральное видение" (оригинал 2007 г., русский перевод 2009 г.) дает возможность русскоязычному читателю ознакомиться с самой последней версией интегральной концепции Уилбера после многих лет ее развития и корректировки.
Вполне возможно, что многие люди не придают особого значения тому, что пишут в предисловиях и введениях к книгам. Лично для меня это не просто красивые общие слова. Это некие начальные точки отсчета и основные векторы движения мысли автора. От точности задания этих параметров может зависеть вся траектория книги.
Ключевое понятие во введении - это понятие интегральной карты. Это карта "всего человеческого потенциала" (стр.17). В качестве синонима используется также термин "интегральная операционная система", или ИОС. Уилбер говорит также о 5 факторах, которые являются "сущностными ключами к эволюции человека". Эти факторы он называет также элементами карты или компонентами карты (стр.17). Каковы эти 5 элементов? Это (1) сектора, (2) уровни, (3) линии, (4) состояния и (5) типы. Если использовать аналогию с картой, то эти 5 элементов скорее напоминают условные обозначения, используемые на карте, чем ее содержательные компоненты.
Уилбер подчеркивает, что некоторые из этих элементов интегральной карты имеют отношение к субъективной реалиям внутри человека, а другие - к объективным реалиям внешнего мира (стр. 28). В то же время он обращает внимание на то, что эти 5 элементов являются не просто теоретическими концепциями, а являются аспектами нашего собственного опыта и контурами нашего собственного сознания.
На мой взгляд, здесь Уилбер выражается неточно. Если использовать аналогию с картой, то 5 элементов и сама интегральная карта должны представлять собой иной логический уровень, чем наш опыт, который в данном случае будет соответствовать территории, которую мы картируем, или описываем с помощью карты. Поэтому для меня странно звучат слова Уилбера о том, что "все эти элементы доступны вашему сознанию прямо сейчас" (выделено Уилбером) (стр. 17). Никак не могу понять, что это может означать, кроме того, что, когда я читаю про эти элементы, я "прямо сейчас", то есть в тот самый момент, осознаю, что я читаю про эти 5 элементов.
Как же предполагается использовать эту интегральную карту?
Во-первых, применение интегральной карты "дает гарантию, что вы используете весь спектр своих возможностей и в любой ситуации имеете наибольшие шансы на успех" (стр. 17). Во-вторых, интегральная карта позволяет "значительно ускорить свое собственное развитие и движение к более высоким, широким и глубоким способам бытия, не говоря уж о большем мастерстве и успехе в работе и профессиональной жизни" (стр.18).
Таким образом, интегральная карта по замыслу автора должна способствовать более полному и ускоренному развитию человека и раскрытию его потенциала. При этом меня, честно говоря, смущает использование в тексте характерных риторических и лексических оборотов.
"... революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному"
"В этой карте задействованы все известные на сегодняшний день системы и модели развития человека..."
"Нам удалось выделить главное во всех этих системах..."
"... доступно вашему сознанию прямо сейчас"
"Применение интегрального подхода дает гарантию..."
"... наибольшие шансы на успех"
"... успех в работе и профессиональной жизни"
"Наиболее полная и точная карта из всех, что нам доступны на сегодняшний день"
"Рискнете ли вы совершить перелет через Гималаи, имея на руках плохую карту?"
Иными словами, "самая-самая", "с гарантией" и "прямо сейчас". С моей точки зрения, это типичный набор рекламных оборотов, с помощью которых реклама "двигает" торговлю. Это не значит, что эти слова и обороты не имеют права на существование. Но мне кажется, что они были бы более приемлемы, если бы прозвучали из уст незаинтересованного лица, а не самого автора интегральной концепции. Использование подобных стилистических приемов во введении к книге оставляет у меня ощущение попыток "запрограммировать" читателя и напоминает то, что происходит, когда купец нахваливает свой товар.
Комментарии к слайду
Нет комментариев