Евгений Пустошкин
Так называемый «научный материализм» — слабое с философской точки зрения мировоззрение, годное лишь для юных душою. Оно возникло как некий неизбежный психологический артефакт, курьёзное и устаревшее уже для самой науки воззрение, пришедшее из девятнадцатого века (основы данного воззрения заложила горстка западных учёных-экспериментаторов, находящихся, вероятно, на стадии развития эго между сине-оранжевым Экспертом и оранжевым Рационалистом — далеко не авангард психологического развития даже для того периода; см. Кук-Гройтер, «Развитие эго»).
Руперт Шелдрейк, выдающийся учёный нашего времени, затрагивает этот вопрос в своей последней книге «Заблуждение науки» («The Science Delusion» [1]). Людям, исповедующим «научный материализм», кажется самим собой разумеющимся взгляд материалиста на неодухотворённость вселенной; однако они просто не сознают ограниченной и сконструированной природы этого взгляда, его истории, конкретных социальнопсихологических реалий, на него повлиявших. Они не исследуют свои пресуппозиции.
Сенсомоторный (материалистический) мир — это одно из первых и наиболее поверхностных измерений опыта, которое доступно нашему сознанию в ходе его развития. Знакомость сенсомоторных реалий и объясняет ту наивную убеждённость и естественность, с которой материалисты отстаивают свои взгляды (наивность эта свойственна не материализму как таковому, а в целом психологии человеческой, особенно если она ещё не получила глотка свежего трансцендентального воздуха и находится на конвенциональных уровнях развития).
Более того, само отстаивание есть результат психологической защиты, которой эго-механизм людей вынужден придерживаться, чтобы обеспечить когерентность личности, её мировоззренческой модели и ожиданий кормящего личность социума, который в своих официальных институтах имеет, с т. з. развития, по определению относительно низкий конвенциональный центр притяжения.
«Научный материализм» вовсе не базовый и не само собой разумеющийся «обычный» способ видения реальности, это тип конвенционального и рационалистического мировоззрения, то бишь мировоззренческое веяние, поветрие и мода. Но мода довольно экстремальная и недоказуемая научным методом. Она является культурно-мировоззренческой социальной привычкой со своими неисследованными пресуппозициями. «Научный материализм» — это набор верований, сконструированных в определённый период в определённых культурах, а не нечто, что было создано в результате методического научного исследования вселенной.
В смысле подлинной науки научный материализм — это неверное воззрение, поскольку любое сколь-нибудь зрелое, систематическое, честное и целостное научное познание, совершаемое человеком или группой людей, достигшими постконвенциональной зрелости, рано или поздно встречается с трансперсональными реалиями духа (какими бы терминами мы ни пользовались для их обозначения). Эти реалии имеют кросскультурный характер и встречаются во всех этносах планеты Земля.
Таким образом, любое отрицание реалий духа без тщательного исследования феноменологических, культурных и философских данных, имеющихся сегодня у человечества, представляет собой антинаучный догматизм и незрелое воззрение, неспособное совладать с довольно распространёнными научными данными. Я придерживался материалистических взглядов, когда мне было 14–16 лет: пожалуй, для них это психологически адекватный возраст.
Исповедание научного материализма для взрослого человека, вероятно, столь же вредно с точки зрения свободомыслия личности и социокультурных последствий, сколь и застревание в религиозном фундаментализме.
Комментарии к слайду
Нет комментариев