Сергей Бадаев
Матрица практики интегральной жизни (ПИЖ) в книге Уилбера "Интегральное видение" (ИВ, стр. 170-171) является аналогом того, что кратко было им описано в "Интегральной психологии" (ИП, стр. 150-152) как набор практик для всесекторной или интегральной терапии. Хотя во втором случае эти рекомендации обозначены как "терапия", похоже, речь идет об одном и том же - универсальном наборе практик для терапии и развития.
ПИЖ является одним из главных коммерческих продуктов Интегрального института. Уилбер утверждает, что ПИЖ учитывает как уровни, так и сектора, и что она является "первым подходом, который комбинирует их все..." (ИВ, стр.166). Он также говорит, что ПИЖ представляет собой "совершенно уникальный и беспрецедентный подход к росту, развитию и пробуждению" (ИВ, стр.166). Здесь, Уилбер, мягко говоря, неточен, так как интегральные трансформационные практики используются уже давно в институте Эсален и описаны в книге Майкла Мерфи "Будущее тела" (1992 г., на русском языке 2009 г.). Кстати, в ИП Уилбер ссылается на эту книгу как на "прекрасный пример интегрального видения" (ИП, стр.150). Для тех, кто читает по-английски, можно посмотреть сравнение интегральных практик Интегрального института и института Эсален в статье одного из ведущих тренинги в Эсалене:
http://www.integralworld.net/martin12.html.
Интересно отметить, что интегральная практика, представленная в ИВ существенно отличается по своему формату от того, что представлено в ИП (см. приложение). Вот некоторые из этих отличий.
(1) Если в ИП практики привязаны к секторам AQAL, то в ИВ они представлены в виде центральных модулей, которые скорее соответствуют уровням или стадиям (тело, ум, дух), и дополнительных модулей.
(2) В ИВ среди центральных модулей появляется модуль тени, который в прежней версии, изложенной в ИП, был одной из практик верхнего левого (ВЛ) сектора.
(3) Нижние сектора (НЛ и НП) не представлены в центральных модулях.
(4) То, что в ИП обозначено как эмоциональная практика ВЛ сектора (тай-цзи, йога, цигун) оказывается в модуле "тело", который соответствует верхнему правому (ВП) сектору (ИВ, стр. 76,77), а не в дополнительном модуле "эмоции".
Наверное, с точки зрения практикующего человека неважно, практикуете ли вы, скажем, цигун как эмоциональную практику ВЛ сектора или как практику тонкого тела ВП сектора. Однако с точки зрения теоретической обоснованности самой интегральной практики такие неожиданные перестановки, никак не объясненные автором, выглядят несколько странными.
Откуда же появляются 4 центральных модуля ПИЖ? Вот как объясняет это Уилбер (ИВ, стр.166). Если взять 3 уровня (тело, ум, дух) и 3 сектора (самость, культура и природа), то получится 9 возможных областей развития. А если взять 4 сектора, то те же 3 уровня дадут 12 областей развития. Далее Уилбер говорит: "Давайте сосредоточимся на верхних - индивидуальных - секторах и посмотрим, что сюда входит. Эти зоны настолько важны, что мы называем их центральными модулями - тело, ум, дух и тень" (ИВ, стр.166). Во-первых, если мы используем схему 3-х секторов, то у нас вместо двух индивидуальных секторов остается только один. Если индивидуальный сектор ВП так важен, в чем же смысл его объединения с НП сектором под общим названием "природа"? Во-вторых, зона "тень" нигде не фигурирует ни в 3-х секторной, ни в 4-х секторной модели, так что появление этого модуля обусловлено какими-то другими причинами, которые в данном случае не приводятся. И, в-третьих, важны не столько области развития, сколько линии развития, которые могут находиться на разных уровнях. Это означает, что некоторые линии развития могут уже пройти в своем развитии определенные уровни, и работа с ними в данной области развития будет уже бессмысленна.
ПИЖ предлагает практики без учета реального развития линий по уровням. Например, в модуле "тело" предлагается работа с поднятием тяжестей для развития физического тела. Если под этим понимается увеличение мышечной массы и физической силы, то остается непонятным, насколько это необходимо для развития других линий, насколько это актуально для женщин или людей преклонного возраста. Другой пример связан с медитацией. Уилбер сам в своих книгах указывал, что медитативные практики эффективны на уровне зрелого эго, а в случаях его недоразвития или связанных с эго патологиями могут эти патологии усиливать и тормозить развитие.
Есть еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание. В ИП набор практик обозначен как интегральная терапия, хотя собственно терапия упоминается лишь как один из видов ментальной практики ВЛ сектора. В ИВ похожий набор практик обозначен как ПИЖ и содержит психотерапию как отдельный центральный модуль, значительно расширенный по сравнению с ИП. Возникает терминологический вопрос: если терапия становится центральным модулем, означает ли это, что любой человек по определению находится в патологическом состоянии, нуждается в терапии, и что так будет продолжаться до конца его жизни?
Применение набора практик ПИЖ, согласно Уилберу, ускоряет развитие человека и ведет его к трансперсональным стадиям. Однако остаются не до конца проясненными следующие моменты. Если развитие осуществляется как относительно независимое развитие линий в разных секторах, то остается непонятным, на какие линии обращать внимание в первую очередь, насколько дисбаланс между отдельными линиями может влиять на продвижение по другим линиям и т.д. С другой стороны, чтобы понять, куда развиваться, нужно определить, где ты находишься в данный момент, то есть, образно говоря, поставить диагноз. В этом смысле, ПИЖ должна была бы начинаться, по идее, с составления интегральной психограммы, а уже на основе этой психограммы составляться программа ПИЖ. Подобная психограмма, составленная через несколько лет использования практики ПИЖ, могла бы эмпирически показать, насколько эффективна ПИЖ в качестве ускорителя общего развития. Странно, что Интегральный институт еще не обнародовал результаты подобных исследований, если, конечно, они там проводились. Если бы Интегральный институт предлагал помощь и консультации в составлении интегральной психограммы и тщательном индивидуальном подборе на ее основе практик ПИЖ, мне было бы это понятно. Но Уилбер пишет, что "идея просто в том, чтобы выбрать по одной практике в каждом из этих базовых модулей и затем параллельно ими заниматься. Можно добавить дополнительные модули по желанию - и поехали!" (ИВ, стр. 167). Для меня это звучит неубедительно.
июнь 2009 г.
Приложение 1.
Интегральная терапия (ИП, стр. 150-152)
Верхний правый сектор
(Индивидуальное, Объективное, Поведенческое)
Физические методы
Диета - Аткинс, Идес, Орниш, витамины, гормоны.
Структурные упражнения - тяжелая атлетика, аэробика, пешие прогулки, рольфинг и т.д.
Неврологические методы
Фармакологические - различные лекартсвенные средства (при необходимости)
Биологическая обратная связь - для вызова тета- и дельта-состояний.
Верхний левый сектор
(Индивидуальное, Субъективное, Интенциональное)
Эмоциональные практики
Дыхание - тай-цзи, йога, биоэнергетика, пранаяма, цигун.
Секс - тантрическое сексуальное единение, самотрансцендентная сексуальность всего тела.
Ментальные практики
Терапия - психотерапия, когнитивная терапия, работа по интеграции "тени".
Видение - сознательная философия жизни, визуализация, самоподтверждение.
Духовные практики
Психический уровень - шаманизм, природный мистицизм, вводные тантрические практики.
Тонкий уровень - божественный мистицизм, йидам, созерцательная молитва, продвинутые тантрические практики.
Каузальный уровень - випассана, самоисследование, практика чистого внимания, созерцательная молитва, Свидетельствование, бесформенный мистицизм.
Недвойственный уровень - Дзогчен, Махамудра, шиваизм, Дзен, Мейстер Экхарт, недвойственный мистицизм и т.д.
Нижний правый сектор
(Социальное, Интеробъективное)
Системные практики - проявление ответственности перед Живой Землей (Геей), природой, биосферой и геополитическими структурами всех уровней.
Институциональные практики - выполнение образовательных, политических и гражданских обязанностей по отношению к семье, городу, стране, миру.
Нижний левый сектор
(Культурное, Интерсубъективное)
Отношения - с семьей, друзьями, чувствующими существами вообще, превращение отношений в часть собственного личностного роста, децентрализация "Я".
Служение обществу - добровольная работа в приютах для бездомных, хосписах, больницах и т.д.
Мораль - принятие интерсубъективного мира Блага, практика сострадания по отношению ко всем чувствующим существам.
Приложение 2.
Практики интегральной жизни (ИВ, стр. 170-171)
Центральные модули:
Модуль "Тело"
(Физическое, тонкое, причинное)
Работа с поднятием тяжестей (физическое)
Аэробика (физическое)
F.I.T. (физическое, тонкое)
Диета: Аткинс, Орниш, Зона (физическое)
Тайцзи-цюань (тонкое)
Цигун (тонкое)
Йога (физическое, тонкое)
Тренировка трех тел (физическое, тонкое, причинное)
Модуль "Ум"
(Система координат, воззрение)
Чтение и учеба
Работа с системой убеждений
Интегральная система координат
Тренировка ума
Принятие множества точек зрения
Любое мировоззрение или система осмысления, которая для вас работает
Модуль "Дух"
(Медитация молитва)
Дзен
Центрирующая молитва
Медитация "Большой Ум"
Каббала
Сострадательный взаимообмен
Трансцендентальная медитация
Интегральное самопознание
Випассана
1-2-3 Духа
Модуль "Тень"
(Психотерапия)
Гештальт-терапия
Когнитивная терапия
Процесс 3-2-1
Работа со сновидениями
Межличностная терапия
Психоанализ
Арт-терапия и музыкальная терапия
Дополнительные модули:
Этика
Секс
Работа
Эмоции
Отношения
Комментарии к слайду
Нет комментариев