Форма поиска

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
7 желтый уровень - 8 бирюзовый уровень: переход

Четвертый этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
5 оранжевый уровень - 6 зеленый уровень: переход

Третий этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
3 красный уровень - 4 синий уровень: переход

Второй этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
1 Инфракрасный (бежевый) уровень - 2 пурпурный уровень: переход

Первый этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Видео-студия Тамары Жалалите, комплексная видеостудия

Видео-студия Тамары Жалалите http://VideoSt

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: конструкты, мозаика, мета-моделирование

Мета-поле конструктов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластеры, мозаика, под-прожекторы

Детализация по задаче

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: прожекторы, условия, кластера

Мета-факторы моделирования

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход: уровни, этажи слои

Нечеткая логика

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход, мета-модель: прожекторы и подпрожекторы

Конструкты под-прожекторы

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход: прожекторы, зоны и мета-моделирование

Прожекторы-конструкты

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: этаж, слой - пара уровней

Непрерывная шкала слоев

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластера и уровни развития

Кластерные скопления

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластера и сдвиг уровней развития

Центры тяготения и обусловленности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: сдвиг уровней развития, шаг 3

Гибкость этапов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: альтернативные спектры развития, шаг 2

Варианты фильтров и путей

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: трансформация, деятельность

Концепция деятельности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Аристотель

Жизнь требует движения.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Эрих Мария Ремарк

Не важно, где жить. Важно только то, на что мы тратим свою жизнь.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Марк Тулий Цицерон

Сделай, если можешь.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сальвадор Дали

Играя в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сальвадор Дали

Играя в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Человеческий глаз под микроскопом

Первая и лучшая победа - это победа над собой. Платон

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Реальность

искусство реальности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интеллект

-это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Разнообразие придает жизни красоту

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Макс Люшер. Закон гармонии в нас

Существует своеобразное равновесие между ощущаемым человеком дефицитом какого

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная трехфакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная двухфакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная однофакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
История опыта существа-структуры

Индивидуальный набор опыта в исторической перспективе

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Лестница

Хочу - могу

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Суворов А. В.

Непреодолимого на свете нет ничего.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Франц Кафка

В борьбе между собой и миром оставайтесь на стороне мира.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Жизнь

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали. М.

Комментарии к слайду

31/07/2012 21:27
Автор: Алексей Шиндин
Если мы возьмем 1 фактор или измерение, и сделаем проекцию на него, то можем получить вместо комплексного многообразия кластеров уровни. Примером таких уровней могут быть 17 уровней однофакторного мозаичного подхода.
Добавить новый
Кластера-уровни ZEXH 1-17

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Духовность

Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, — это все равно, что требовать

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Отображение автора и наблюдателя в систему-проекцию

Отображение автора и наблюдателя в систему-проекцию

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Отображение реальности в систему-проекцию через автора

Отображение реальности нечто в систему-проекцию через автора.

Комментарии к слайду

08/11/2011 02:28
Автор: admin
....4
07/11/2011 23:02
Автор: admin
....3
06/11/2011 15:02
Автор: admin
...2
06/11/2011 13:38
Автор: admin
...
Добавить новый
Зелёный

Цвет жизни, роста, гармонии, плодородия, экологии.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сила

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И.Гёте

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Начало

Почти во всех делах самое трудное — начало. Ж. Руссо

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Знания. Книга

Книгой следовало бы, собственно, называть лишь ту, которая содержит нечто нов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Дорога

Дорога - удивительное дело!

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Потенциал, который спит

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Вселенную не беспокоят твои заморочки...

Масштабы и адекватность

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности: структуры

Волновые и структурные компоненты схематичного изображения коллективной сущно

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности: интерференционная

Волновое схематичное изображение коллективной сущности или программы, эгрегор

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности

Урощенное схематичное изображение коллективной сущности или программы, эгрего

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель человека, существа, объектов: структуры

Представление существ, объектов, человека с помощью интерференционной модели

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель человека, существа, объектов

Представление существ, объектов, человека с помощью интерференционной модели

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Проекция рекурсивной N-мерной модели уровней в трехмерное пространство состояний

Модель уровней с учетом 3 факторов: внутреннего состояния, состояния среды и

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор одномерных уровней на плоскости двумерных состояний

Модель уровней с учетом 2 факторов: внутреннего состояния и состояния среды.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор уровней: плоскость состояний двухмерная

Модель уровней с учетом 2 факторов: внутреннего состояния и состояния среды.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор уровней: последовательность состояний одномерная

Некоторый набор уровней с учетом только 1 фактора: внутреннего состояния.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космический масштаб, интерференция и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космический масштаб, синусоиды и частотная вложенность

Синусоидальная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Планетарный масштаб, интерференция и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Планетарный масштаб, синусоиды и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб планеты.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Туннель-колпак ограничения пути и туннельный переход-прыжок

Механизм действия огранения колпака, изменений внутри туннеля.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
История опыта тел структур

Схема истории опыта структур, включая различных существ на протяжении всей их

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный океан: от абстракции к конкретике мозаики

Абстракционно-конкретный мозаичный мир

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаика бытия: абстрактно-конкретная схема

Абстрактно-конкретная схема мозаичного бытия.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Цветовой круг ZEXH: цвета уровней

Цветовой круг используемый в ZEXH

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Графовая модель не-эволюции (изменений)

Общая модель изменений, основанная на графах.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 17 бесцветный, прозрачный - голограмма

Уровень
цвет: бесцветный, прозрачный
номер: 17

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 16 черный - интерференционная картина

Уровень
цвет: черный
номер: 16
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 15 белый - волновой фронт

Уровень
цвет: белый
номер: 15
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 14 серебристый - воронки, горизонты, черные и белые дыры

Уровень
цвет: серебристый, серый
номер: 14

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 13 золотистый - горизонт, белая и черная дыра, воронка

Уровень
цвет: золотистый
номер: 13
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 12 фиолетовый - зоны обособленностей и источников

Уровень
цвет: фиолетовый
номер: 12
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 11 лайм - зона обособленности и источника

Уровень
цвет: лайм, салатовый
номер: 11
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 10 индиго - туннели, туннелирование

Уровень
цвет: индиго
номер: 10
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 9 алый - Так ли? - туннель, прыжок, кусочная непрерывность

Уровень
цвет: алый
номер: 9
Вопрос: Так ли?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 8 бирюзовый - Зачем? - пространства, мировоззрения, системы

Уровень
цвет: голубой, бирюзовый
номер: 8

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 7 желтый - А если? - пространство, мировоззрение, система, парадокс, петля

Уровень
цвет: желтый
номер: 7
Вопрос: а если..

Комментарии к слайду

17/10/2011 16:40
Автор: Алексей Шиндин
Добавить новый
Уровень 6 зеленый - Почему? - плоскости, карты, таблицы

Уровень
цвет: зеленый
номер: 6
Вопрос: почему

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 5 оранжевый - Кто? - плоскость, карта, таблица, зигзаг

Уровень
цвет: оранжевый
номер: 5
Вопрос: кто

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 4 синий - Как? - последовательности, линии, ряды

Уровень
цвет: синий
номер: 4
Вопрос: как

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 3 красный - Когда? - луч, последовательность, линия, ряд

Уровень
цвет: красный
номер: 3
Вопрос: когда

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 2 пурпурный - Где? - точки, объекты

Уровень
цвет: пурпурный
номер: 2
Вопрос: где

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 1 инфракрасный - Что? - точка, объект

Уровень
цвет: инфракрасный
номер: 1 
Вопрос: что

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космос

Знание «большой природы» мироздания нужно людям и для расширения и развития и

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Свет

Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Океан

Давно называют свет бурным океаном, но счастив тот, кто плывет с компасом.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Туннель

Снова и снова страсть к пониманию приводит нас к иллюзии, что человек способе

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Горизонт

Теория-это лекарство, её принимают, когда она необходима и, по возможности, с

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Вселенная

Человек-это часть целого, которое мы называем вселенной, часть, ограниченная

Интегральный подход: о смысле интеграции, или почему интегральное будущее неэклектично

Виктор Ширяев
 
В послед­нее время меня часто про­сят дать почи­тать что-нибудь отно­си­тельно базо­вое и ввод­ное по теме инте­гра­тив­ной фило­со­фии. И выби­рая такие ввод­ные мате­ри­алы, я столк­нулся с ситу­а­цией, когда мне прак­ти­че­ски нечего пред­ло­жить. Есть книги, есть видео и боль­шие ста­тьи, но они либо сложны или излишне подробны, либо свя­заны с кон­крет­ными аспек­тами при­ме­не­ния инте­граль­ной тео­рии; нет совер­шенно ничего такого, что про­стым и доступ­ным язы­ком рас­ска­зы­вало бы об осно­вах инте­граль­ного под­хода и зна­ко­мило с этим направ­ле­нием тео­рий и прак­тик чело­ве­че­ства. Тем более, нет ничего такого, напи­сан­ного изна­чально на рус­ском языке.Поэтому я и напи­сал преды­ду­щий текст, про декон­стру­и­ро­ва­ние и рекон­стру­и­ро­ва­ние наших миро­воз­зре­ний. Эта же запись посвя­щена раз­нице между инте­граль­ным под­хо­дом и эклектичностью.
 
Самое клас­си­че­ское пред­став­ле­ние об инте­граль­ном под­ходе выгля­дит так: «Это про­сто сва­ли­ва­ние в кучу всего под­ряд». Пред­став­ле­ние дру­гого рода, чуть более про­дви­ну­тое, можно выра­зить так: «Это когда рису­ется боль­шая кар­тина, сво­дя­щая воедино дан­ные из раз­ных обла­стей, но теря­ю­щая и глу­бину, и пра­виль­ность этих дан­ных в угоду мни­мому объединению».
 
Что ж, нач­нем со «сва­ли­ва­ния в кучу».
 
Мы живём в инфор­ма­ци­он­ную эру, когда фак­ти­че­ски любая инфор­ма­ция доступна нам через про­стую после­до­ва­тель­ность щелч­ков по кла­ви­а­туре. Яндекс, Гугл и Вики­пе­дия – вот источ­ники инфор­ма­ции любого рода, от реак­тив­ных дви­га­те­лей до тай­ных зна­ний мисти­че­ских тра­ди­ций Тибета. Клю­че­вой момент заклю­ча­ется в том, что инфор­ма­ция сама по себе – не нор­ма­тивна, т.е. она не пред­пи­сы­вает нам, что с ней делать. Доступ к инфор­ма­ции – это не хорошо и не плохо само по себе, но чем шире доступ, чем больше инфор­ма­ции – тем шире и больше ста­но­вится наше про­стран­ство воз­мож­но­стей. Мы можем узнать, как собрать взрыв­чатку – и уне­сти жизни десят­ков чело­век. Или мы можем узнать, как стать более глу­бо­ким, цель­ным, здо­ро­вым, живым чело­ве­ком. Инфор­ма­ция сама по себе – это про­сто «куча», а выборка пер­вых стра­ниц Яндекса по опре­де­лен­ному запросу – это про­сто «эклектика».
 
Прежде чем вос­поль­зо­ваться инфор­ма­цией, нам нужны опре­де­лен­ные миро­воз­зрен­че­ские осно­ва­ния. Дру­гими сло­вами – пони­ма­ние того, зачем нам эта инфор­ма­ция. Любой инфор­ма­цией мы поль­зу­емся для чего-то. Куча не бывает для чего-то, она бывает лишь «потому что», т.е. бла­го­даря сте­че­нию обсто­я­тельств. Соеди­не­ние же осмыс­лен­ное, кото­рое и пони­ма­ется под тер­ми­ном инте­гра­ция, все­гда слу­жит опре­де­лен­ной цели 1.
 
Лев Тол­стой вёл свои днев­ники более 50-и лет, и ещё в самом начале этой прак­тики, в 1847 году, запи­сал сле­ду­ю­щее: «Цель жизни чело­века есть все­воз­мож­ное спо­соб­ство­ва­ние к все­сто­рон­нему раз­ви­тию всего существующего».
 
Инте­граль­ная тео­рия в своём нор­ма­тив­ном аспекте видит цели чело­века схо­жим обра­зом – как все­воз­мож­ное спо­соб­ство­ва­ние все­сто­рон­нему раз­ви­тию (рас­кры­тию потен­ци­ала) всего суще­ству­ю­щего. Инте­граль­ная тео­рия пред­ла­гает про­стую клас­си­фи­ка­цию этого самого «всего суще­ству­ю­щего» в сле­ду­ю­щем виде: любая вещь есть внеш­нее или внут­рен­нее про­яв­ле­ние инди­ви­ду­аль­ного или коллективного.
 
Внеш­ние вещи можно потро­гать и посчи­тать – это атомы и камни, галак­тики и города, све­то­форы и ваучеры. Они могут рас­смат­ри­ваться сами по себе, но суще­ствуют все­гда в виде систем, соеди­не­ний, связей.
 
Внут­рен­ние вещи можно только ощу­тить, пере­жить, про­чув­ство­вать. Если внеш­нее – это про­стран­ство форм,то внут­рен­нее – про­стран­ство смыс­лов. В мире объ­ек­тов нет объ­екта «рев­ность», есть только пове­де­ние, свя­зан­ное с субъ­ек­тив­ным пере­жи­ва­нием рев­но­сти. В мире объ­ек­тов нет «корня из –3» (суще­ству­ю­щего лишь в субъ­ек­тив­ном изме­ре­нии), но есть кос­ми­че­ские корабли, невоз­мож­ные без этого субъ­ек­тив­ного зна­ния. Кол­лек­тив­ное же внут­рен­нее отве­чает за куль­тур­ные смыслы – т.е. такие смыслы, кото­рые раз­де­ля­ются дру­гими чле­нами обще­ства. Ска­жем, све­то­фор или ваучер не имеет функ­ции без куль­тур­ного пони­ма­ния обще­ством его смысла.
 
Оставлю подроб­ное иссле­до­ва­ние этих четы­рех базо­вых изме­ре­ний реаль­но­сти (в Инте­граль­ной тео­рии име­ну­е­мых квад­ран­тами) на дру­гие ста­тьи, здесь же мне важно ука­зать вот на что: суще­ствует внеш­нее и внут­рен­нее инди­ви­ду­аль­ного и кол­лек­тив­ного (кото­рые можно для крат­ко­сти обо­зна­чить как созна­ние («я»), мир («оно»), куль­туру и социум («мы»)); и все эти изме­ре­ния реаль­но­сти – я, мы и оно – развиваются:
 
• Раз­ви­ва­ется мир – через услож­не­ние и само­ор­га­ни­за­цию, через эво­лю­цию. Мил­ли­ард лет назад уже суще­ство­вало наше Солнце, но ещё не было жизни на Земле.
• Раз­ви­ва­ется куль­тура и социум. 10 тысяч лет назад ещё не было госу­дарств, а 4000 лет назад ещё не было пись­мен­но­сти.
• Раз­ви­ва­ется созна­ние. 6 тысяч лет назад фор­маль­ное мыш­ле­ние (тер­мин когни­тив­ной пси­хо­ло­гии и пси­хо­ло­гии раз­ви­тия) ещё нахо­ди­лось в зача­точ­ном состо­я­нии, спо­соб­ность к абстракт­ным опе­ра­циям была весьма при­ми­тив­ной, не было доступа к состо­я­нию Сви­де­теля, и т.п.
 
Что даёт нам зна­ние о раз­ных сто­ро­нах реаль­но­сти («я», «мы», «оно»), и о раз­ви­тии, кото­рое в каж­дой из этих сто­рон про­ис­хо­дит? Ещё раз повторю, что само по себе это зна­ние ничего не даёт – оно ней­трально. Однако если наша цель – как у Тол­стого – спо­соб­ство­ва­ние все­сто­рон­нему раз­ви­тию, то зна­ние всех этих про­цес­сов поз­во­ляет глубже пони­мать их дина­мику, пони­мать исто­рию их раз­вер­ты­ва­ния, пони­мать их теку­щее поло­же­ние и потен­ци­аль­ную будущ­ность. А зна­ние теку­щего поло­же­ния и потен­ци­аль­ной будущ­но­сти поз­во­ляет дей­ство­вать в направ­ле­нии наи­бо­лее здо­ро­вой, пол­ной и гар­мо­нич­ной акту­а­ли­за­ции этой будущности.
 
Про­стым нагро­мож­де­нием инфор­ма­ции этого не добиться. Если нам дей­стви­тельно досту­пен весь мас­сив зна­ний чело­ве­че­ства, то нам необ­хо­дима и система упо­ря­до­чи­ва­ния этих зна­ний, кото­рая будет одно­вре­менно опи­са­тель­ной и нор­ма­тив­ной – т.е. такой, кото­рая бы не только пока­зы­вала, как раз­лич­ные обла­сти зна­ния соот­но­сятся друг с дру­гом, но и что нам с этим делать. Говоря про­стыми сло­вами, такая система должна пока­зы­вать, как мы можем рабо­тать над своим телом и созна­нием, и как мы можем участ­во­вать в куль­тур­ной и соци­аль­ной жизни, чтобы обес­пе­чи­вать акту­а­ли­за­цию наи­бо­лее глу­бин­ных, эко­ло­гич­ных, духов­ных, здо­ро­вых потен­ци­а­лов всех этих изме­ре­ний (кото­рые все­гда нахо­дятся в тес­ной вза­и­мо­связи друг с другом).
 
Важно отме­тить, что акту­а­ли­за­ция глу­бин­ных потен­ци­а­лов всех этих изме­ре­ний про­ис­хо­дит есте­ствен­ным обра­зом изнутри, а не сна­ружи. Ребенка, нахо­дя­ще­гося на эго­цен­три­че­ской ста­дии раз­ви­тия, невоз­можно «научить» быть на миро­цен­три­че­ской ста­дии, можно только вырас­тить, созда­вая соот­вет­ству­ю­щие усло­вия. Страну с тра­ди­ци­он­ным обще­ством и диктатором-царём невоз­можно «сде­лать» демо­кра­ти­че­ской стра­ной с граж­дан­ским обще­ством, можно только вырас­тить, созда­вая соот­вет­ству­ю­щие усло­вия. Само это пони­ма­ние воз­можно только на систем­ном миро­воз­зрен­че­ском основании.
 
В трех сло­вах отве­тив на кри­тику «сва­ли­ва­ния в кучу», хочу про­яс­нить теперь момент с поте­рей глу­бины и кон­кре­тики в угоду поверх­ност­ному объединению.
 
В про­ти­во­по­лож­ность эклек­тике, инте­граль­ный под­ход пред­по­ла­гает упо­ря­до­чи­ва­ние зна­ния, но вовсе не через объ­еди­не­ние всех обла­стей зна­ния во что-то одно, а напро­тив – через опре­де­ле­ние для каж­дой обла­сти зна­ния своей соб­ствен­ной зоны экс­пер­тизы. В этом заклю­ча­ется один из важ­ней­ших инте­граль­ных прин­ци­пов – неис­клю­че­ние. Неис­клю­че­ние озна­чает, что кри­те­рии досто­вер­но­сти дан­ных какой-либо ветви чело­ве­че­ского зна­ния (пара­дигмы, соци­аль­ной прак­тики) рас­про­стра­ня­ются только на фено­мены, опи­сы­ва­е­мые с помо­щью этой пара­дигмы, не исклю­чая досто­вер­ность дру­гих пара­дигм в дру­гих обла­стях зна­ния. Таким обра­зом, утвер­жда­ется прин­ци­пи­аль­ная необ­хо­ди­мость диф­фе­рен­ци­а­ции зна­ния – что теория/практика и кри­те­рий досто­вер­но­сти зна­ния (т.е. пара­дигма) зави­сит от изу­ча­е­мой обла­сти, и каж­дая из этих пара­дигм не может пре­тен­до­вать на объ­яс­не­ние явле­ний во всех осталь­ных обла­стях – для их после­ду­ю­щей инте­гра­ции на адек­ват­ном осно­ва­нии.
Вла­ди­мир Соло­вьев писал в своей осно­во­по­ла­га­ю­щей работе «Фило­соф­ские начала цель­ного зна­ния», что любое раз­ви­тие про­хо­дит через три необ­хо­ди­мых момента:
 
1. Недиф­фе­рен­ци­ро­ван­ное един­ство – «без­раз­ли­чие». Только к началу эпохи Воз­рож­де­ния 2 раз­лич­ные обла­сти зна­ния стали выде­ляться в отдель­ные науки.
 
2. Диф­фе­рен­ци­ро­ван­ность, раз­де­лен­ность, в кото­рой, по сло­вам Соло­вьева, «акту­аль­ность пере­хо­дит на сто­рону отдель­ных чле­нов и сам преж­ний эле­мент един­ства явля­ется лишь как один из мно­гих чле­нов». Резуль­та­том ста­но­вится ситу­а­ция, в кото­рой дог­ма­тизм Церкви ста­но­вится заме­щён дог­ма­тиз­мом док­трины пози­ти­визма. Не мно­же­ствен­ность, но под­чи­не­ние мно­же­ствен­но­сти новой догме.
 
3. Новая целост­ность, инте­гра­ция, дости­га­е­мая через при­зна­ние истин­ной мно­же­ствен­но­сти прак­тик и мето­дов. Соло­вьев: «Свя­зу­ю­щее... един­ство всех частей во вто­ром моменте явля­ется лишь как отвле­чен­ная сила или общий закон, кото­рый полу­чает живую дей­стви­тель­ность и ста­но­вится кон­крет­ной цело­стью в тре­тьем моменте».
 
Таким обра­зом, инте­гра­ция – это не эклек­тика. В про­ти­во­вес «сва­ли­ва­нию в кучу», инте­граль­ный под­ход пред­ла­гает систем­ное объ­еди­не­ние раз­лич­ных обла­стей зна­ния; более того, он пола­гает такое систем­ное объ­еди­не­ние необ­хо­ди­мым для даль­ней­шего раз­ви­тия чело­века и обще­ства. При этом, такое систем­ное объ­еди­не­ние – не подав­ля­ю­щее, а осво­бож­да­ю­щее, за счет того, что за каж­дой обла­стью зна­ния и чело­ве­че­ской прак­ти­кой, за каж­дой пара­диг­мой при­зна­ётся досто­вер­ность в рам­ках род­ной ей обла­сти. И потому опа­се­ние, что «инте­граль­щики» – это люди с поверх­ност­ным зна­нием во мно­гих обла­стях в угоду мни­мому един­ству, не оправ­дано. С точ­но­стью до наобо­рот, как утвер­ждает Джордж Сименс, визи­о­нер и фило­соф обу­че­ния: «Буду­щее зна­ния состоит в том, что каж­дый чело­век будет узким спе­ци­а­ли­стом в какой-нибудь кон­крет­ной обла­сти. А путь к само­раз­ви­тию и откры­тию соб­ствен­ного потен­ци­ала будет лежать через посто­ян­ное вза­и­мо­дей­ствие с дру­гими чле­нами соци­ума, также обла­да­ю­щими глу­бин­ными зна­ни­ями в своих обла­стях». 3
 
При этом, добав­ляет Инте­граль­ная тео­рия, насто­я­щее «глу­бин­ное зна­ние в своей обла­сти» поз­во­лит дру­гим обла­стям зна­ния и прак­тик чело­ве­че­ства быть и раз­ви­ваться – через при­зна­ние необ­хо­ди­мой частич­но­сти своей обла­сти, через при­зна­ние её неис­клю­чи­тель­но­сти, через при­зна­ние того, что только в союзе и диа­логе раз­лич­ных тео­рий и прак­тик чело­ве­че­ства, рас­кры­ва­ю­щих раз­лич­ные и несво­ди­мые друг к другу грани реаль­но­сти, воз­можна насто­я­щая их инте­гра­ция, в кото­рой целост­ность опре­де­ля­ется целью, кото­рая есть все­воз­мож­ное спо­соб­ство­ва­ние к все­сто­рон­нему раз­ви­тию (т.е. рас­кры­тию потен­ци­ала) всего существующего.
+1
0
-1
Прикрепленные файлы:

*