Форма поиска

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
7 желтый уровень - 8 бирюзовый уровень: переход

Четвертый этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
5 оранжевый уровень - 6 зеленый уровень: переход

Третий этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
3 красный уровень - 4 синий уровень: переход

Второй этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
1 Инфракрасный (бежевый) уровень - 2 пурпурный уровень: переход

Первый этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Видео-студия Тамары Жалалите, комплексная видеостудия

Видео-студия Тамары Жалалите http://VideoSt

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: конструкты, мозаика, мета-моделирование

Мета-поле конструктов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластеры, мозаика, под-прожекторы

Детализация по задаче

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: прожекторы, условия, кластера

Мета-факторы моделирования

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход: уровни, этажи слои

Нечеткая логика

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход, мета-модель: прожекторы и подпрожекторы

Конструкты под-прожекторы

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход: прожекторы, зоны и мета-моделирование

Прожекторы-конструкты

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: этаж, слой - пара уровней

Непрерывная шкала слоев

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластера и уровни развития

Кластерные скопления

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластера и сдвиг уровней развития

Центры тяготения и обусловленности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: сдвиг уровней развития, шаг 3

Гибкость этапов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: альтернативные спектры развития, шаг 2

Варианты фильтров и путей

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: трансформация, деятельность

Концепция деятельности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Аристотель

Жизнь требует движения.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Эрих Мария Ремарк

Не важно, где жить. Важно только то, на что мы тратим свою жизнь.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Марк Тулий Цицерон

Сделай, если можешь.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сальвадор Дали

Играя в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сальвадор Дали

Играя в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Человеческий глаз под микроскопом

Первая и лучшая победа - это победа над собой. Платон

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Реальность

искусство реальности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интеллект

-это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Разнообразие придает жизни красоту

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Макс Люшер. Закон гармонии в нас

Существует своеобразное равновесие между ощущаемым человеком дефицитом какого

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная трехфакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная двухфакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная однофакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
История опыта существа-структуры

Индивидуальный набор опыта в исторической перспективе

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Лестница

Хочу - могу

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Суворов А. В.

Непреодолимого на свете нет ничего.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Франц Кафка

В борьбе между собой и миром оставайтесь на стороне мира.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Жизнь

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали. М.

Комментарии к слайду

31/07/2012 21:27
Автор: Алексей Шиндин
Если мы возьмем 1 фактор или измерение, и сделаем проекцию на него, то можем получить вместо комплексного многообразия кластеров уровни. Примером таких уровней могут быть 17 уровней однофакторного мозаичного подхода.
Добавить новый
Кластера-уровни ZEXH 1-17

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Духовность

Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, — это все равно, что требовать

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Отображение автора и наблюдателя в систему-проекцию

Отображение автора и наблюдателя в систему-проекцию

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Отображение реальности в систему-проекцию через автора

Отображение реальности нечто в систему-проекцию через автора.

Комментарии к слайду

08/11/2011 02:28
Автор: admin
....4
07/11/2011 23:02
Автор: admin
....3
06/11/2011 15:02
Автор: admin
...2
06/11/2011 13:38
Автор: admin
...
Добавить новый
Зелёный

Цвет жизни, роста, гармонии, плодородия, экологии.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сила

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И.Гёте

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Начало

Почти во всех делах самое трудное — начало. Ж. Руссо

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Знания. Книга

Книгой следовало бы, собственно, называть лишь ту, которая содержит нечто нов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Дорога

Дорога - удивительное дело!

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Потенциал, который спит

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Вселенную не беспокоят твои заморочки...

Масштабы и адекватность

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности: структуры

Волновые и структурные компоненты схематичного изображения коллективной сущно

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности: интерференционная

Волновое схематичное изображение коллективной сущности или программы, эгрегор

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности

Урощенное схематичное изображение коллективной сущности или программы, эгрего

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель человека, существа, объектов: структуры

Представление существ, объектов, человека с помощью интерференционной модели

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель человека, существа, объектов

Представление существ, объектов, человека с помощью интерференционной модели

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Проекция рекурсивной N-мерной модели уровней в трехмерное пространство состояний

Модель уровней с учетом 3 факторов: внутреннего состояния, состояния среды и

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор одномерных уровней на плоскости двумерных состояний

Модель уровней с учетом 2 факторов: внутреннего состояния и состояния среды.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор уровней: плоскость состояний двухмерная

Модель уровней с учетом 2 факторов: внутреннего состояния и состояния среды.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор уровней: последовательность состояний одномерная

Некоторый набор уровней с учетом только 1 фактора: внутреннего состояния.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космический масштаб, интерференция и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космический масштаб, синусоиды и частотная вложенность

Синусоидальная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Планетарный масштаб, интерференция и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Планетарный масштаб, синусоиды и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб планеты.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Туннель-колпак ограничения пути и туннельный переход-прыжок

Механизм действия огранения колпака, изменений внутри туннеля.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
История опыта тел структур

Схема истории опыта структур, включая различных существ на протяжении всей их

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный океан: от абстракции к конкретике мозаики

Абстракционно-конкретный мозаичный мир

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаика бытия: абстрактно-конкретная схема

Абстрактно-конкретная схема мозаичного бытия.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Цветовой круг ZEXH: цвета уровней

Цветовой круг используемый в ZEXH

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Графовая модель не-эволюции (изменений)

Общая модель изменений, основанная на графах.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 17 бесцветный, прозрачный - голограмма

Уровень
цвет: бесцветный, прозрачный
номер: 17

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 16 черный - интерференционная картина

Уровень
цвет: черный
номер: 16
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 15 белый - волновой фронт

Уровень
цвет: белый
номер: 15
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 14 серебристый - воронки, горизонты, черные и белые дыры

Уровень
цвет: серебристый, серый
номер: 14

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 13 золотистый - горизонт, белая и черная дыра, воронка

Уровень
цвет: золотистый
номер: 13
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 12 фиолетовый - зоны обособленностей и источников

Уровень
цвет: фиолетовый
номер: 12
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 11 лайм - зона обособленности и источника

Уровень
цвет: лайм, салатовый
номер: 11
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 10 индиго - туннели, туннелирование

Уровень
цвет: индиго
номер: 10
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 9 алый - Так ли? - туннель, прыжок, кусочная непрерывность

Уровень
цвет: алый
номер: 9
Вопрос: Так ли?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 8 бирюзовый - Зачем? - пространства, мировоззрения, системы

Уровень
цвет: голубой, бирюзовый
номер: 8

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 7 желтый - А если? - пространство, мировоззрение, система, парадокс, петля

Уровень
цвет: желтый
номер: 7
Вопрос: а если..

Комментарии к слайду

17/10/2011 16:40
Автор: Алексей Шиндин
Добавить новый
Уровень 6 зеленый - Почему? - плоскости, карты, таблицы

Уровень
цвет: зеленый
номер: 6
Вопрос: почему

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 5 оранжевый - Кто? - плоскость, карта, таблица, зигзаг

Уровень
цвет: оранжевый
номер: 5
Вопрос: кто

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 4 синий - Как? - последовательности, линии, ряды

Уровень
цвет: синий
номер: 4
Вопрос: как

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 3 красный - Когда? - луч, последовательность, линия, ряд

Уровень
цвет: красный
номер: 3
Вопрос: когда

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 2 пурпурный - Где? - точки, объекты

Уровень
цвет: пурпурный
номер: 2
Вопрос: где

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 1 инфракрасный - Что? - точка, объект

Уровень
цвет: инфракрасный
номер: 1 
Вопрос: что

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космос

Знание «большой природы» мироздания нужно людям и для расширения и развития и

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Свет

Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Океан

Давно называют свет бурным океаном, но счастив тот, кто плывет с компасом.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Туннель

Снова и снова страсть к пониманию приводит нас к иллюзии, что человек способе

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Горизонт

Теория-это лекарство, её принимают, когда она необходима и, по возможности, с

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Вселенная

Человек-это часть целого, которое мы называем вселенной, часть, ограниченная

Интегральный подход и проблема разум-тело

Сергей Бадаев

Комментарии к 14 главе Интегральной психологии (ИП) Кена Уилбера)
  
   Эта глава начинается следующим многообещающим утверждением.
   "Первая крупная проблема, которую помогает разрешить подлинно интегральный (всеуровневый, всесекторный) подход - это то, что Шопенгауэр назвал "мировым узлом", а именно, проблема разум-тело". (ИП стр. 230)
  
   Уилбер утверждает, что серьезные философы более чем когда-либо убеждены в неразрешимости этой проблемы [1]. Далее Уилбер разбирает существующие воззрения на эту проблему и указывает, что наиболее влиятельные на сегодняшний день - это подход физикализма (научного материализма) и подход дуализма, чаще всего выступающего в форме интеракционизма. Физикализм исходит из того, что реально существует только материя в виде физического мира, а явления ума, сознания и внутреннего опыта представляют собой лишь иллюзии или побочные продукты, которые не обладают подлинной реальностью. Для физикализма очень трудно объяснить, каким образом эта иллюзия предстает перед человеком в его сознании как неопровержимый факт. Дуалисты признают существование двух реалий: сознания и материи, но для них основной трудностью является невозможность объяснить, каким образом эти две фундаментально различные реальности могут вступать во взаимодействие.
  
   Для полноты картины необходимо также упомянуть и третью позицию в отношении проблемы разум-тело - подхода идеалистического. С точки зрения идеализма весь мир можно рассматривать как различные формы Единого всепроникающего Духа. В этом смысле иллюзорным является скорее материальный мир, а не сознание. Из контекста главы остается неясным, насколько Уилбер считает жизнеспособным идеалистический подход к этой проблеме. Судя по некоторым высказываниям, создается впечатление, что Уилбер не считает этот подход перспективным.
   "Хотя различные вариации физикализма распространены гораздо шире, чем любые другие воззрения, это обусловлено не столько достоинствами самого физикализма, сколько тем, что его альтернативы выглядят намного хуже". (ИП стр. 232) С другой стороны, обсуждая проблему взаимодействия разума и тела, Уилбер приводит в скобках точку зрения идеализма. "(Идеалисты справлялись с этим, говоря, что и сознание, и тело - это формы Духа, и потому они являются не чуждыми или онтологически разными сущностями, а просто двумя различными аспектами одного и того же. Это приемлемое решение для тех, кто признает существование Духа, чего не делают большинство современных и постсовременных философов, и именно поэтому данный вариант не подлежит широкому обсуждению. Мы вскоре вернемся к этому моменту)". Честно говоря, я не нашел, где Уилбер возвращается к этому моменту, но очевидно, что с точки зрения взаимодействия разума и тела позиция идеализма, который сводит материю к сознанию, ничем не отличается от позиции материализма, который сводит сознание к материи. Если с точки зрения Уилбера идеалисты лучше справлялись с этой проблемой, чем материалисты и дуалисты, странно, что он не уделил этому подходу достаточного внимания в своем обсуждении.
  
   Уилбер считает, что трудность решения этой проблемы частично связана с терминологической путаницей и что интегральный подход помогает эту путаницу устранить. Он указывает, что "тело" и "разум" имеют по два совершенно разных значения. Так тело может означать живой организм и соответствовать Верхнему Правому (ВП) сектору модели AQAL, а может означать "субъективные чувства, эмоции и ощущения непосредственно от переживаемого тела" (ИП. стр.235), иными словами низшие уровни внутренней сферы человека, то есть Верхний Левый (ВЛ) сектор AQAL. Чтобы различать эти значения Уилбер предлагает тело как организм обозначать с заглавной буквы ("Тело"), а сенсомоторные проявления тела во внутренней сфере телом с прописной буквы ("тело"). Разум может означать либо "мозг", так как согласно Уилберу большинство ученых просто отождествляют "разум" с "мозгом", либо верхние уровни внутренней сферы, то есть ВЛ сектора AQAL. Далее Уилбер формулирует саму проблему. "Вот в чем заключается мировой узел, или внутренний парадокс флатландии: тело находится в уме, но мозг находится в Теле. Оба эти утверждения истинны, но в флатландии они выглядят противоречащими друг другу, и эти противоречия составляют большую часть мирового узла". (ИП стр.236)
  
   Честно говоря, у меня возникло ощущение, что терминологически Уилбер распутал то, что сам только что запутал. Я не понимаю, зачем надо называть телом субъективные чувства, ощущения и эмоции, идущие от тела. Достаточно слегка изменить формулировку Уилбера - ощущения и эмоции находятся в сознании, но мозг находится в теле - и от парадокса не останется и следа. То, что, на мой взгляд, действительно составляет существо проблемы, описано Уилбером как бы мимоходом, в скобках. "(Существует еще один общий смысл разума/тела: "разум" может означать внутренние измерения вообще - или Левую Сторону (4-х секторной модели) - а "тело" может означать внешние измерения вообще - или Правую Сторону)". (ИП стр.236)
  
   Какое же решение Уилбер предлагает именно для этого дуализма разума и тела, сознания и материи, субъекта и объекта? Решение заключается в следующем: хотя на рациональном уровне дуализм разума и тела вполне реален, при переходе на более высокие пострациональные уровни сознания становится ясно, что внутреннее и внешнее представляют собой два аспекта одной реальности. "Те, кто достигли недвойственных стадий развертывания сознания, практически единодушно признают: сознание и материя, внутреннее и внешнее, самость и мир имеют Один Вкус. Субъект и объект - это одновременно и разные реалии и аспекты одного и того же: истинное единство в разнообразии". (ИП стр.240). Это решение, на мой взгляд, не является, строго говоря, решением. Это скорее похоже на "снятие" проблемы: нет разделения на внешнее и внутреннее, поэтому нет и проблемы их соотнесенности и взаимодействия.
  
   Тем не менее, Уилбер предлагает два этапа для решения проблемы разум-тело, или как он обозначил это - "две фазы развязывания узла". Первая фаза заключается в том, чтобы учитывать все сектора. "Я полагаю, что мы можем, по крайней мере, начать с признания и включения в нашу модель реалий всех четырех секторов". (ИП стр.242). Это позволит включать в рассмотрение "феноменологические отчеты от первого лица ("Я"), интерсубъективные предпосылки с позиции второго лица ("мы") и физические системы с точки зрения третьего лица ("оно") - что в совокупности мы будем называть "1-2-3 исследований сознания". (ИП стр.242). Если я правильно понимаю, эта фаза позволяет, с точки зрения Уилбера, преодолеть физикализм, который не придает сознанию тот же статус реальности, что и материи. При этом остается непонятным, зачем для решения проблемы разум-тело учитывать именно 4 сектора и почему недостаточно учитывать лишь два из них (ВЛ и ВП). Не является ли рассмотрение 4-х секиоров лишь усугублением проблемы, так как если до этого сутью вопроса являлось рассмотрение отношения между разумом (ВЛ) и телом (ВП), то есть двух секторов, то теперь нам надо дать объяснения для взаимодействия четырех секторов.
  
   Для того же чтобы преодолеть проблему взаимодействия сознания и материи, которая является камнем преткновения для дуализма, Уилбер предлагает развить свое сознание до надличностных уровней, с которых эта проблема просто перестанет существовать как проблема. И это так называемая вторая фаза, которую можно понимать как учет "всех уровней". В комментариях к данной главе, которые по размеру приближаются к размеру самой главы, Уилбер высказывается вполне определенно. "Причина, по которой "трудная проблема" еще не решена - и не может быть решена - с рациональной и эмпирической точки зрения, заключается в том, что на этих уровнях решение не существует. Гениальные философы, пытавшиеся решить проблему разум-тело на этом уровне, потерпели неудачу (по их собственному признанию) не потому, что они недостаточно умны, а потому, что на этом уровне проблема просто не может быть решена, и точка". (ИП стр. 402). Фактически Уилбер соглашается с многочисленными философами, которые считают, что проблема "разум-тело" не имеет решения на рациональном уровне. Таким образом, получается, что модель AQAL, сохраняя строго дуалистический подход в описании реальности, не может никак помочь в решении проблемы "разум-тело", несмотря на многообещающее утверждение в начале главы.
  
   В заключение хотелось бы отметить, что хотя всесекторный и всеуровневый подход лежит в основе модели AQAL, сама модель не лишена внутреннего противоречия, которое, на мой взгляд, отразилось на терминологических ухищрениях Уилбера с понятиями тела и разума. По существу AQAL является наложением схемы 4-секторов на схему Великого Гнезда Бытия (ВГБ). В ВГБ материальный мир (физическая вселенная) представлен в виде одного, самого низкого (=грубого) уровня реальности. Сама же реальность предстает в виде целого ряда уровней (материя - тело - ум - душа - дух), которые организованы холархически. Всесекторный подход представляет реальность в виде 4-х несводимых друг к другу секторов, причем левая часть понимается как внутреннее (субъективное), а правая часть как внешнее (объективное). Уилбер сам указывает, что эти две части можно рассматривать как соответствующие "разуму" и "телу", то есть материальному и духовному аспектам реальности. Соединение ВГБ и всесекторного подхода в модели AQAL приводит к тому, что нематериальные уровни ВГБ оказываются помещенными в ВП и НП сектора, которым соответствует материальный мир. А уровень материи ВГБ попадает в левую часть AQAL, которая соответствует разуму.
  
   Возможно, Уилбер сам чувствует эту нестыковку, что отражается в тех иллюстрациях, которые приведены в ИП. Так, например, на рис. 1 (ИП стр. 17) самый низший уровень ВГБ представлен "материей", на рис. 3 (стр.49) самым низшим уровнем оказывается "тело", а на рис. 8 (стр.104) низший уровень обозначен как "тело", а "материя" обозначает всю правую часть 4-х секторной модели. Правда, на рис. 13 (стр.241) вся правая часть обозначена как "тело", но это я отношу на счет не совсем аккуратного обращения Уилбера с терминами, из-за которого у него "тело" в ВГБ является синонимом "жизни" как уровня более высокого, чем "материя", а на рис.13 "Тело" (с большой буквы) является синонимом "материи".
  
   Если же понимать ВГБ как схему параллельных уровней физической реальности и реальности сознания, то становится непонятным утверждение Уилбера о том, что материалистическая наука не признает существования ВГБ. Наука, в частности теория систем, как раз демонстрирует иерархическую структуру реальности. Уилбер называет модель реальности, которую создает современная наука, флатландией потому, что она не признает за сознанием тот же статус реальности, который она признает за физическим миром (так называемый тонкий редукционизм), а не потому, что весь физический мир сводится наукой к одному единственному уровню атомов или элементарных частиц (так называемый грубый редукционизм). В любом случае, согласно модели AQAL и представлениям Уилбера наука занимает Верхний правый и Нижний правый сектора AQAL, в которых, соответственно, присутствуют все уровни. Таким образом, это, конечно, не "всеуровневый и всесекторный" подход, а всеуровневый и двухсекторный, но это совсем не похоже на флатландию.
  
  
   Примечания.
   [1] В этом месте в "Интегральной психологии" (стр.231) стоит ссылка на большой список работ среди которых упоминаются работы Джона Серла, известного американского философа, занимающегося проблемами сознания. По крайней мере, этот философ оказался в этом списке по ошибке. Вот что он пишет в своей статье "Почему я не придерживаюсь позиции дуализма свойств" (2002 г.): "В целом ряде своих работ я утверждал, что философский аспект (в отличие от нейробиологического) традиционной проблемы разум-тело имеет довольно простое и очевидное решение. Все наши психические феномены вызываются нейронными процессами более низкого уровня в мозге и затем осознаются мозгом как признаки более высокого уровня, или системные черты".
  
   Подобная ошибка заставляет усомниться в том, насколько единодушны все остальные философы по поводу неразрешимости проблемы разум-тело. Философия характеризуется таким обширным разнообразием позиций и взглядов, что трудно ожидать единодушия среди философов по какому-либо вопросу. Как правило, как только для какой-то проблемы находится более или менее общепризнанное решение, так эта проблема становится частью какой-либо отрасли науки, а философия снова сосредоточивается на нерешенных и спорных вопросах.
+1
0
-1
Прикрепленные файлы:

*