Кисё Курокава, «Философия симбиоза» («The Philosophy of Symbiosis»), гл. 3: «Трансцендируя модернизм» 2
В широком спектре областей наблюдается значительный интерес в отношении недуалистических воззрений на часть и целое — другими словами, философию симбиоза.
Одно из обоснований данного воззрения было предоставлено Артуром Кёстлером, который сформулировал концепцию холона. В работе «За пределами редукционизма: новые перспективы науки о жизни», редактором которой был Кёстлер совместно с Дж. Р. Смитисом, и в «Янусе» — эссе, включённом в книгу «Истоки совпадения» («The Roots of Coincidence») — объясняется, что термин «холон» был им введён путём объединения греческого корня holos, означающего «целое», и суффикса on, означающий «часть» или «частица».
Таким образом, слово «холон» обозначает одновременно и часть, и целое. Кёстлер был критиком редукционизма, ради анализа упрощающего целое явление до его частей. Он настаивал на том, что в процессе этого неизбежно теряется сущность явления, предстающая такой, какой она является, благодаря гармоничной сумме своих частей, и феномен представляется в ложном свете. Кёстлер написал статью «Дерево и свеча» для книги «Единство через многообразие» («Unity Through Diversity») — сборника статей, посвящённых семидесятой годовщине со дня рождения Людвига фон Берталанфи, основателя теории общих систем; в данной статье он описывает свойства системы на основании двух примеров. Он приводит пример горящей свечи как метафоры концепции открытой системы, поскольку свеча, сохраняя свою базовую форму, поглощает из атмосферы кислород и взамен высвобождает влагу, углекислый газ, воду и тепло. Также он описывает дерево как живую систему уровней иерархии. Согласно Кёстлеру, дерево — это переходная структура, ибо она представляет собой целую систему для всех элементов, которые меньше её, но в то же время это всего лишь очередная единица даже ещё более крупной системы — леса.
Кёстлер указывает на то, что биологические и социальные структуры, равно как и человеческая деятельность и лингвистические системы, — все демонстрируют оба этих свойства: открытость и иерархичность. Он назвал это открытой иерархией, которая, как он считал, выступает в качестве фундаментальной характеристики холона.
Философии холона суждено оказать сильное влияние как на теории промышленных и деловых организаций, так и на архитектурные и художественные произведения. Метод «от общего к частному», при котором сначала устанавливается общий фрейм и затем путём разделения на части решается вопрос с деталями, неспособен уделить достаточно внимания последним. С другой стороны, нет гарантии, что целое достигнет полного завершения, если начинать работу от частного к общему, строя одну деталь на другой, чтобы сконструировать целостность. Действительно творческим и холоничным подходом было бы уделять равное внимание и рассмотрение обоим подходам — и методу «от общего к частному», и методу «от частного к общему».
В своей работе я начинаю, с одной стороны, с рассмотрения крайне общих макроаспектов, вроде городского планирования, окружающей среды и разнообразных социальных факторов. С другой стороны, одновременно с этим я начинаю представлять себе и набрасывать очень специфические элементы и детали: формы дверных ручек и то, как я ощущаю их в своих руках, изгибы поручней на лестницах, узоры ковров, мебель и текстуры на стенах. Подобный двойной и параллельный подход, при котором работа ведётся одновременно и над целым и над деталями, ведёт к холоничному стилю в архитектуре. Заграничные архитекторы и архитектурные критики описали мою работу как комбинацию энергичной пространственной структуры и выразительных рукотворных деталей. Такая оценка моей работы, конечно же, доставляет мне удовольствие, в частности потому, что показывает, что люди, искушённые в архитектуре, оценили холонические отношения, которые я стремился создать между частями и целым.
Название статьи Кёстлера — «Янус» — отсылает нас к двуликому богу в римской мифологии, который, с одной стороны, делит человечество на различные уровни иерархии, а с другой стороны, приводит его в реальность трансценденции и целостности; ибо в части и целом Кёстлера присутствует стремление к симбиозу человека и Бога. Помимо этого, Кёстлер постулирует три уровня реальности: сенсуальное сознавание на первом уровне, за которым следует концептуальное сознавание и, наконец, мистическое сознавание «океанического чувства» — мира, трансцендирующего и чувственное восприятие, и концепции. По мнению Кёстлера, это океаническое чувство схоже с описанной Карлом Юнгом и Вольфгангом Паули синхронистичностью. Идея синхронистичности, в моём понимании, означает симбиоз прошлого, настоящего и будущего. Кёстлер, однако же, хотя и ссылается на концепцию синхронистичности Юнга и Паули, расширяет её до обозначения симбиоза тела и духа, сознания и бессознательного и человека и Бога.
Наиболее важной особенностью философии симбиоза является концепция переходного пространства и священных областей.
. . . Переходное пространство — это область нечёткой связи между двумя противостоящими элементами; это третья область, не принадлежащая ни одному из них. Когда подобное переходное пространство располагается между двумя в ясной мере противоположными, радикально разделёнными рационализированными крайностями, множественные элементы, которые были преднамеренно исключены в процессе создания двойственной оппозиции и её рационализации, эти нерациональные элементы могут быть объединены за один ход.
В мире очень много переходных пространств, областей, которые были забыты, покинуты, проигнорированы или отвергнуты по причине, что они не принадлежат двум основным, противостоящим друг другу, течениям.
Многие концепции, обнаруженные мной как предпосылки философии симбиоза, можно объединить под именем переходного пространства: пространство улицы; концепция множественности, амбивалентности и мультивалентности; «Rikyu grey»; ма, или интервал, как переходное пространство и некоторые другие.
Переходные области возникают, когда два разных и противостоящих друг другу явления продолжают существовать как существовали, в то же время распространяя некоторые свои части в третье, переходное, пространство. Даже если, к примеру, каждый противостоящий элемент представляет только десять процентов переходной области, создаётся третий, частично разделённый регион.
Это не теория доминирования, в которой сильнейший из двух противостоящих элементов управляет слабейшим. Скорее, это попытка открыть общие элементы и правила, не ликвидируя оппозиции между элементами.
Концепция переходного пространства бросает вызов авторитаризму, универсализму и революционизму.
Комментарии к слайду
Нет комментариев