Форма поиска

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
7 желтый уровень - 8 бирюзовый уровень: переход

Четвертый этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
5 оранжевый уровень - 6 зеленый уровень: переход

Третий этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
3 красный уровень - 4 синий уровень: переход

Второй этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
1 Инфракрасный (бежевый) уровень - 2 пурпурный уровень: переход

Первый этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Видео-студия Тамары Жалалите, комплексная видеостудия

Видео-студия Тамары Жалалите http://VideoSt

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: конструкты, мозаика, мета-моделирование

Мета-поле конструктов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластеры, мозаика, под-прожекторы

Детализация по задаче

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: прожекторы, условия, кластера

Мета-факторы моделирования

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход: уровни, этажи слои

Нечеткая логика

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход, мета-модель: прожекторы и подпрожекторы

Конструкты под-прожекторы

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход: прожекторы, зоны и мета-моделирование

Прожекторы-конструкты

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: этаж, слой - пара уровней

Непрерывная шкала слоев

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластера и уровни развития

Кластерные скопления

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластера и сдвиг уровней развития

Центры тяготения и обусловленности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: сдвиг уровней развития, шаг 3

Гибкость этапов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: альтернативные спектры развития, шаг 2

Варианты фильтров и путей

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: трансформация, деятельность

Концепция деятельности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Аристотель

Жизнь требует движения.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Эрих Мария Ремарк

Не важно, где жить. Важно только то, на что мы тратим свою жизнь.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Марк Тулий Цицерон

Сделай, если можешь.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сальвадор Дали

Играя в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сальвадор Дали

Играя в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Человеческий глаз под микроскопом

Первая и лучшая победа - это победа над собой. Платон

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Реальность

искусство реальности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интеллект

-это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Разнообразие придает жизни красоту

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Макс Люшер. Закон гармонии в нас

Существует своеобразное равновесие между ощущаемым человеком дефицитом какого

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная трехфакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная двухфакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная однофакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
История опыта существа-структуры

Индивидуальный набор опыта в исторической перспективе

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Лестница

Хочу - могу

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Суворов А. В.

Непреодолимого на свете нет ничего.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Франц Кафка

В борьбе между собой и миром оставайтесь на стороне мира.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Жизнь

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали. М.

Комментарии к слайду

31/07/2012 21:27
Автор: Алексей Шиндин
Если мы возьмем 1 фактор или измерение, и сделаем проекцию на него, то можем получить вместо комплексного многообразия кластеров уровни. Примером таких уровней могут быть 17 уровней однофакторного мозаичного подхода.
Добавить новый
Кластера-уровни ZEXH 1-17

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Духовность

Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, — это все равно, что требовать

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Отображение автора и наблюдателя в систему-проекцию

Отображение автора и наблюдателя в систему-проекцию

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Отображение реальности в систему-проекцию через автора

Отображение реальности нечто в систему-проекцию через автора.

Комментарии к слайду

08/11/2011 02:28
Автор: admin
....4
07/11/2011 23:02
Автор: admin
....3
06/11/2011 15:02
Автор: admin
...2
06/11/2011 13:38
Автор: admin
...
Добавить новый
Зелёный

Цвет жизни, роста, гармонии, плодородия, экологии.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сила

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И.Гёте

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Начало

Почти во всех делах самое трудное — начало. Ж. Руссо

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Знания. Книга

Книгой следовало бы, собственно, называть лишь ту, которая содержит нечто нов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Дорога

Дорога - удивительное дело!

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Потенциал, который спит

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Вселенную не беспокоят твои заморочки...

Масштабы и адекватность

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности: структуры

Волновые и структурные компоненты схематичного изображения коллективной сущно

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности: интерференционная

Волновое схематичное изображение коллективной сущности или программы, эгрегор

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности

Урощенное схематичное изображение коллективной сущности или программы, эгрего

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель человека, существа, объектов: структуры

Представление существ, объектов, человека с помощью интерференционной модели

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель человека, существа, объектов

Представление существ, объектов, человека с помощью интерференционной модели

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Проекция рекурсивной N-мерной модели уровней в трехмерное пространство состояний

Модель уровней с учетом 3 факторов: внутреннего состояния, состояния среды и

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор одномерных уровней на плоскости двумерных состояний

Модель уровней с учетом 2 факторов: внутреннего состояния и состояния среды.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор уровней: плоскость состояний двухмерная

Модель уровней с учетом 2 факторов: внутреннего состояния и состояния среды.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор уровней: последовательность состояний одномерная

Некоторый набор уровней с учетом только 1 фактора: внутреннего состояния.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космический масштаб, интерференция и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космический масштаб, синусоиды и частотная вложенность

Синусоидальная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Планетарный масштаб, интерференция и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Планетарный масштаб, синусоиды и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб планеты.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Туннель-колпак ограничения пути и туннельный переход-прыжок

Механизм действия огранения колпака, изменений внутри туннеля.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
История опыта тел структур

Схема истории опыта структур, включая различных существ на протяжении всей их

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный океан: от абстракции к конкретике мозаики

Абстракционно-конкретный мозаичный мир

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаика бытия: абстрактно-конкретная схема

Абстрактно-конкретная схема мозаичного бытия.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Цветовой круг ZEXH: цвета уровней

Цветовой круг используемый в ZEXH

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Графовая модель не-эволюции (изменений)

Общая модель изменений, основанная на графах.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 17 бесцветный, прозрачный - голограмма

Уровень
цвет: бесцветный, прозрачный
номер: 17

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 16 черный - интерференционная картина

Уровень
цвет: черный
номер: 16
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 15 белый - волновой фронт

Уровень
цвет: белый
номер: 15
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 14 серебристый - воронки, горизонты, черные и белые дыры

Уровень
цвет: серебристый, серый
номер: 14

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 13 золотистый - горизонт, белая и черная дыра, воронка

Уровень
цвет: золотистый
номер: 13
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 12 фиолетовый - зоны обособленностей и источников

Уровень
цвет: фиолетовый
номер: 12
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 11 лайм - зона обособленности и источника

Уровень
цвет: лайм, салатовый
номер: 11
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 10 индиго - туннели, туннелирование

Уровень
цвет: индиго
номер: 10
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 9 алый - Так ли? - туннель, прыжок, кусочная непрерывность

Уровень
цвет: алый
номер: 9
Вопрос: Так ли?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 8 бирюзовый - Зачем? - пространства, мировоззрения, системы

Уровень
цвет: голубой, бирюзовый
номер: 8

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 7 желтый - А если? - пространство, мировоззрение, система, парадокс, петля

Уровень
цвет: желтый
номер: 7
Вопрос: а если..

Комментарии к слайду

17/10/2011 16:40
Автор: Алексей Шиндин
Добавить новый
Уровень 6 зеленый - Почему? - плоскости, карты, таблицы

Уровень
цвет: зеленый
номер: 6
Вопрос: почему

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 5 оранжевый - Кто? - плоскость, карта, таблица, зигзаг

Уровень
цвет: оранжевый
номер: 5
Вопрос: кто

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 4 синий - Как? - последовательности, линии, ряды

Уровень
цвет: синий
номер: 4
Вопрос: как

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 3 красный - Когда? - луч, последовательность, линия, ряд

Уровень
цвет: красный
номер: 3
Вопрос: когда

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 2 пурпурный - Где? - точки, объекты

Уровень
цвет: пурпурный
номер: 2
Вопрос: где

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 1 инфракрасный - Что? - точка, объект

Уровень
цвет: инфракрасный
номер: 1 
Вопрос: что

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космос

Знание «большой природы» мироздания нужно людям и для расширения и развития и

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Свет

Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Океан

Давно называют свет бурным океаном, но счастив тот, кто плывет с компасом.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Туннель

Снова и снова страсть к пониманию приводит нас к иллюзии, что человек способе

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Горизонт

Теория-это лекарство, её принимают, когда она необходима и, по возможности, с

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Вселенная

Человек-это часть целого, которое мы называем вселенной, часть, ограниченная

Интегральный подход: на что смотрит око духа?

Сергей Бадаев

На что смотрит око духа? (или что стоит за интегральной философией Кена Уилбера?) (Анализ главы 3 из книги "Око духа") (1) В одном из интервью Кен Уилбер назвал свою интегральную концепцию "одной из первых правдоподобных мировых философий" (Око духа, стр.20). Его последователи считают его выдающимся философом современности, несмотря на отсутствие академического признания его работ, длящееся уже почти два десятилетия. Сама интегральная концепция, или, как ее называет сам Уилбер, "интегральная теория" используется в качестве подхода, или инструмента для анализа и переосмысления уже существующих областей знания. В этом смысле интегральная концепция выступает как мета-философия, или мета-подход, а применение его к различным областям знания дают, согласно Кену Уилберу, начало интегральной психологии (гл. 1), интегральной антропологии (гл. 2), интегральной философии (гл. 3) и т.д. (стр.27) (2) Таким образом, интегральную философию, по-видимому, нужно понимать как новый взгляд на философские проблемы, как новый подход, который поможет объединить, или интегрировать существующие философские взгляды в единую систему и, таким образом, стать мета-системой. В противном случае, интегральная философия будет выступать лишь как частная философия и встанет в ряд с уже существующими системами и школами философской мысли. В первом случае ее предметом будут существующие философские воззрения, которые с помощью интегрального подхода объединятся в мета-систему. Во втором случае ее предметом будут частные философские проблемы, для которых будет предложен новый способ их решения. (3) В данной статье анализируется содержание главы 3 книги "Око Духа" с точки зрения того, что из себя представляет интегральная философия, и какие проблемы она решает. По сути, в главе 3 Уилбер повторяет свои взгляды, которые он опубликовал в виде книги "Глаза в глаза". Поскольку эта книга не переведена на русский язык, я буду в данной статье опираться на то, как эти взгляды изложены в главе 3 книги "Око духа". (4) Глава начинается с очень важного заявления о том, что подавляющее большинство великих философов Запада считали, что существует некий Абсолют, будь то Благо, Бог, или Дух (стр. 116). Возможно, количество философов, верящих в Абсолют, действительно превышает количество философов, в него не верящих, возможно даже, что они составляют подавляющее большинство. Однако из этого никак не может вытекать следующее утверждение Уилбера о том, что это положение никто и никогда всерьез не подвергал сомнению. Известен целый ряд философов-атеистов как древности, так и новейшего времени. Развивая тему Абсюлюта Уилбер пишет далее, что основным вопросом (вопросом философии?) является не вопрос "существует или не существует Абсолют?", а вопрос "Как соотносится абсолютное Единое к миру относительных Многих?" (стр. 116) (5) Далее на нескольких страницах Уилбер разбирает и сравнивает взгляды Аристотеля и Платона на природу Бога. Мне кажется неслучайным, что Уилбер ограничился анализом взглядов всего двух философов древности. Ведь подобная проблематика с возникновением христианства на Западе постепенно отошла в область теологии и перестала быть содержанием философии. Поэтому подобный разбор скорее бы подошел для области интегральной теологии, если таковая вообще возможна, а не для интегральной философии. (6) В современной философии выделяют следующие области исследования: онтология (решает вопрос о том, что существует, то есть, что из себя представляет мир, или реальность), эпистемология (решает вопрос познания, то есть о том, как мы узнаем о том, что нечто существует), логика, этика, эстетика, а также ряд специализированных направлений, типа политической философии или философии языка. (7) Отталкиваясь от проблемы Абсолюта, которую Уилбер формулирует как проблему трансцендентного (запредельного, потустороннего) или имманентного (внутренне присущего этому миру) Бога, он утверждает, что главные спорные вопросы западной философии - разум/тело, разум/мозг, свободная воля/судьба, абсолютное/относительное, ноумен/феномен - это по существу одна и та же проблема, а именно проблема дуализма (стр. 117). При этом он утверждает, что в недрах западной философской традиции существует "радикальное и необратимое решение этих важнейших форм дуализма" (стр.120). Уилбер исходит из того, что существующий спектр сознания характеризуется соответственным спектром различных видов познания, причем каждый из этих видов познания раскрывает свой особый тип мира с другими объектами и субъектами, другими формами пространства и времени и т.д. (стр. 120). Уилбер выделяет (как минимум!) три вида познания: чувственное познание (око плоти), рациональное познание (око ума) и мистическое познание (око духа). (8) Уилбер утверждает, что именно проблема дуализма между Абсолютом и относительным привела к расколу традиции западной философии на два воюющих и непримиримых лагеря - на тех, кто видел Бога растворенным в этом мире (имманентность), и на тех, кто видел Бога пребывающим за пределами этого мира в потустороннем мире (трансцендентность). (стр. 118) Рискну предположить, что существование этих двух непримиримых лагерей вымышленное. Из истории философии известны большие философские течения, которые находились в определенной оппозиции друг к другу. Например, оппозиция материализма и идеализма, возникшая еще на заре философии, оппозиция эмпиризма и рационализма, оппозиция в широком смысле континентальной философии и аналитической философии. Но нигде не обнаруживается какое-то противостояние позиций по поводу трансцендентности и имманентности. (9) Все-таки в западной философской традиции проблема дуализма связывалась с существованием двух субстанций, материи и духа, которые порождали соответственно два мира - мир материальный, к которому принадлежит наше тело, и мир идеальный, к которому принадлежит наше сознание. Соответственно, дуализм сознания и тела можно рассматривать как частный случай дуализма материи и духа. (10) О каком же дуализме и о каком противостоянии говорит Уилбер? Если речь идет о дуализме материи и духа, то остается непонятным, как эти две субстанции соотносятся с тремя видами познания (око тела, око ума и око духа). Значит ли это, что око тела и око ума, на самом деле, познают одну и ту же реальность - материальный мир, а мир духа познается оком духа? Или же мир духа познается оком ума и оком духа? Или же существует еще какая-то не названная третья субстанция, так чтобы количество видов познания соответствовало количеству субстанций (миров)? И как понимать слова Уилбера о том, что три вида познания он выделяет "как минимум"? Значит ли это, что существуют еще другие виды познания и соответствующие им миры (субстанции)? (11) На эти вопросы Уилбер не дает ответов, а переходит к проблеме достоверности познания, к проблеме того, как мы узнаем об истинности или ошибочности наших знаний. Уилбер предлагает универсальную схему (ступени) достоверного познания. 1. Инструментальная инъюнкция (предписание). 2. Интуитивное понимание. 3. Коллективное подтверждение. (стр. 122) (12) Действительно ли все эти три ступени присутствуют в чувственном, рациональном и мистическом познании? Предположительно, чувственное познание заключается в получении первичных чувственных данных через органы чувств. Как пишет Уилбер, если вы хотите увидеть спутники Юпитера, вам нужно посмотреть в телескоп. В этом случае вторую ступень было бы неверно называть пониманием, так как это подразумевает какое-то осмысление первичного чувственного опыта. По-видимому, речь здесь должна идти о чистых ощущениях, то есть о непосредственном опыте первичных чувственных данных. Очевидно, что в бодрствующем состоянии органы чувств постоянно порождают чувственный опыт в нашей психике, и при этом нам вовсе необязательно выполнять какие-то предписания, или инъюнкцию. Конечно, чтобы увидеть спутники Юпитера, нам нужно посмотреть в телескоп, в то время как для того, чтобы увидеть луну, нам достаточно обычного зрения. Никакого коллективного подтверждения для чувственных данных не требуется. Чувственные данные имеют такую степень очевидности, что если вы видите яблоко, то вы не можете сомневаться в этом опыте. Вы можете сомневаться в том, яблоко это или груша, не является ли это восковым муляжом, не является ли это видение галлюцинацией, но вы не можете сомневаться в том, что вы имеете чувственный опыт видения яблока. (13) Перейдем к рациональному постижению. Уилбер пишет, что если мы хотим убедиться в истинности теоремы Пифагора, мы должны выучить геометрию. Не совсем понятно, что в данном случае является предписанием, по-видимому, изучение азов геометрии, которые помогли бы доказать истинность теоремы Пифагора. Вряд ли можно под предписанием понимать сам ход доказательства, ведь человек может придумать какой-то новый способ доказательства, который ранее не использовался, или самостоятельно додуматься до какого-то из уже существующих способов. После того как доказательство завершено и истинность теоремы Пифагора доказана, никакого коллективного подтверждения этому не требуется. Само доказательство является подтверждением истинности. (14) Для духовного познания Уилбер в качестве предписания указывает на медитативное созерцание как на практику, которая ведет к получению первичных данных. Что это за данные? Чем они отличаются от ощущений, характерных для чувственного познания, и от понятий, характерных для интеллектуального познания? Если вспомнить описания опыта, полученного в медитации, то легко заметить его сходство с чувственным опытом. Описания медитативного опыта содержат зрительные образы - от простых ощущений света до сложных паттернов типа мандал и антропоморфных существ. Это могут быть ощущения с поверхности тела или от внутренних органов. В отдельных случаях это могут быть сложные образы со зрительными, слуховыми и тактильными ощущениями, аналогичные тем, что мы переживаем в состоянии сновидений. (15) Медитативный опыт может также содержать ментальные озарения и инсайты, глубинное интуитивное постижение каких-то вопросов. Таким образом, медитативный опыт может содержать в себе компоненты, которые можно рассматривать как аналоги чувственного и рационального (ментального) опыта. Остается открытым вопрос: можно ли указать в составе медитативного опыта такие компоненты, которые были бы уникальны именно для трансцендентального созерцания? Или же особое значение медитативного опыта заключено не в самих первичных переживаниях, а в тех интерпретациях, которые мы используем для осмысления первичного опыта? Однако, если мы не сможем обнаружить характерных первичных данных для трансцендентального созерцания, то мы рискуем оставить око духа без соответствующего набора референтов, то есть той реальности, которая может быть познана только оком духа. (16) Этот вопрос связан также еще с тем обстоятельством, что тот дуализм, проблему которого по мысли Кена Уилбера должна решить интегральная философия, в самой философии понимается как дуализм материи и духа, или, выражаясь языком Платона, как дуализм мира вещей и мира идей. Мир вещей открыт оку чувственного познания, а мир идей познается оком ума. Создается впечатление, что не остается никакой особой реальности, которую можно было бы познать только с помощью ока духа. Если же мы признаем существование такой реальности, то нам необходимо будет решать уже не проблему дуализма, а проблему, так сказать, триализма, то есть проблему существования трех особых видов реальности, каждая из которых постигается своим особым способом. (17) Итак, Уилбер утверждает, что проблема дуализма, проблема духа и материи не может быть решена ни через чувственное познание, ни через интеллектуальное познание. Ее решение Уилбер видит в использовании медитации как практики, ведущей к созерцательному постижению. "Но откройте око созерцания, и ответ будет столь же очевидным, столь же совершенным и безошибочным как игра солнечного света на кристально чистой поверхности пруда ранним весенним утром. Понимаете, это и был ответ." (стр. 130) (18) Трудность в принятии такого ответа на вопрос, или проблему дуализма заключается в том, что вопрос и ответ лежат в разных плоскостях. Согласно Уилберу спутники Юпитера мы видим глазами, то есть оком тела, теорему Пифагора мы решаем интеллектуально, то есть оком ума, а трансцендентальные реалии познаем с помощью созерцательного постижения, то есть ока духа. Очевидно, что проблема дуализма лежит на интеллектуальном уровне. Как можно ожидать найти ее решение на другом уровне? На уровне созерцательного постижения она просто не существует как проблема, точно так же как там не существует теоремы Пифагора. Если мы действительно признаем вслед за Уилбером наличие трех видов познания и, соответственно, трех видов реальности со своими специфическими референтами, то попытка решить проблему дуализма с уровня мистического постижения будет такой же безнадежной, как попытка объяснить человеку интеллектуальными средствами, что такое сладость яблока. Иными словами, то, что предлагает Уилбер - это не решение проблемы. На философском языке это называется "снятие" проблемы. Достижение сатори (под каким угодно именем) приводит к тому, что эта проблема перестает существовать, и это Уилбер и называет ее решением. (19) Остается открытым следующий вопрос: действительно ли имеется три разных вида познания: чувственное, интеллектуальное и духовное? Если да, то что является первичными данными духовного познания? Чем они отличаются от тех первичных данных, от того непосредственного опыта, на который опираются чувственное и интеллектуальное познание?

+1
0
-1
Прикрепленные файлы:

*