Алексей Шиндин
Рассмотритм процесс взаимодействия. Возьмем в качестве примера процесс открытости некоторых обществ: экономический, политический, социальный. В идеальных отношениях эта открытость не приводит к перекосам и перераспределению влияния друг на друга дальше идеальных границ, в рамках которых каждое оказывает влияние и подверженно влиянию других в примерно равной степени, и обогащаясь само и обогащая других.
Но это идеальный вариант, когда система находится в состоянии равновесия и вывести ее отттуда не требуется, а может и невозможно. На практике таких случаев не наблюдается практически по определению равновесных систем, включая социальные.
А если к этому добавить то, что сами участники этих обществ могут руководствоваться не только принципами поддержания равновесия, нои другими, включая увеличение своего влияния относительно некоторой начальной точки взаимодействия, то перед нам открывается совершенно другая картина.
Кроме того, стоит упомянуть, что часто сами взаимодействия обществ-систем изначально строятся тогда и только тогда, когда когда известны долгосрочные последствия данного взаимодействия. Тогда одна из сторон, понимая и просчитав отдаленные последствия, инициирует организаци такого взаимодействия. Зная при этом, что почти вся выгода и влияние от этого достанется только ей. Но формально и по договорам взаимодействия будут прописаны равные права и возможности в самом общем виде.
Нетрудно догадаться, что это произойдет в том случае, когда в выбранном методе взаимодействия одна из сторон имеет неоспоримое и доминирующее преимущество. Именно поэтому данный метод взаимодействия и будет предлагаться как приоритетный.
Концепция свободы и рыночной свободы изначально произвела отказ от прямого насилия в пользу правил и методов влияния в рамках правил или за рамками, где правила неформализованы. В этом случае можно говорить о том, что акты насилия изначально должны быть заменены актами влияния. Это означает смену методов и правил игры, но не означает, что при этом будут заменены цели. Цели могут сохраняться или модифицироваться. К примеру, если изначально была цель доминирования, то она может быть реализована как методами прямого вмешательства и насилия, так и методами влияния. Итог в виде доминирования может быть достигнут.
С точки зрения Мозаичного подхода мы можем говорить о разности методов, целей, средовых условий и оценки наблюдателя. Действительно, как было рассмотрено выше, методы и цели не имеют прямой корреляции. Некоторый набор целей может быть достигнут некоторым набором методов. Причем эти наборы (целей и методов) в общем виде могут быть мало коррелированы, кроме тех случаев, когда некоторые цели совсем нельзя достичь какими-то методами, а некоторые методы еще не появились для достижения каких-то целей. В самом общем виде методы и цели — это слабо зависимые компоненты, которые могут быть скоррелированы дополнительными факторами и условиям. И это будет частный, конкретный случай общей формы мозаики.
Если же говорить о средовых условиях, то они выступают дополнительным фактором и накладывают ограничения и связанность на фактор того, кто осуществляет деятельность, к примеру, человек. При этом среда и человек влияют друг на друга, не текущее взаимное состояние в каждый миг по принципу прямой и обратной связи, но могут быть рассмотрены как условно независмые компоненты в Мозаичном подходе.
Как пример, рассмотрим некоторые многообразаия людей, которые могут быть помещены в разные состояния сред. Изначально мы можем выбрать данные наборы как полностью разные, кроме несовместимых случаев. И в ходе дальнейшего совлияния и взаимопреобразования, мы можем получить ситуацию, когда и среда и человек будут несколько более коррелированы в некоторых диапазонах. А можем такую ситуацию не получить (к примеру, когда данная группа людей не имете достаточного веса по преобразованию средовых факторов в достаточной мере).
В мозаичном подходе подобные процессы называются рекурсивными. И итогом рекурсии не обязательно будет являться сближение и корреляция. В самом общем виде на начальном шаге задавая некоторые наборы факторов и их значений, мы можем в дальнейшем, регулируя функцию рекурсии и другие, исследовать происходящие процессы.
Комментарии к слайду
Нет комментариев