Олег Линецкий
В направлении недвойственной пост-метафизической философии
Резюме. Одной из важнейших задач любой философии является помощь в решении возникающих проблем и избавление людей от страданий. Вне реальных задач философия становится просто интеллектуальным развлечением для избранных. Страдание является отправной точкой в разговоре о мудрости, поскольку разговоры о реальном и нереальном умолкают перед лицом страдания. Любая философия должна продемонстрировать ясное понимание природы страдания, чтобы иметь моральное право кого-то учить жизни. В этом заключается ее ответственность. Не случайно буддистские учения начинаются с четырех благородных истин. Однако буддизм, подобно другим духовным системам, использует авторитет просветленных. Это вызов пост-метафизике, которая должна объяснить природу беспокойства и страдания, не апеллируя к вере и не ссылаясь на авторитеты. Нужно показать как мы сами управляем напряжениями, кармой и страданием, причем открыто проверяемо. Фактически, нужно явно указать на Бога в каждом. Это должно стать технологией массового пробуждения! Между тем, страдание – не концепция, а значит нужно в явном виде указать на связь концепций и чувств, ума и сердца. Статья посвящена решению этой проблемы и построению оснований недвойственной философии, учения о мудром переживании любви.
1. Введение
Сталкиваясь с актуальной задачей, интегральный подход предлагает развивать осознанность в направлении аспектов интегральной карты. Подразумевается, что если мы будем учитывать все аспекты интегральной модели AQAL, то наши решения будут более зрелыми и целостными. Отчасти так и есть, поскольку она учитывает крупные категории объектов, присутствующих в нашей осознанности. Однако учитывание всех этих элементов не гарантирует гармонии и принятия мудрых решений. Знакомство с моделью AQAL действительно позволяет в течение некоторого времени пережить значительное расширение осознанности, но затем вопросы снова возникают, причем более сложные, чем раньше. Мудрости AQAL для ответа на них становится не достаточно.
Один из таких сложных вопросов «в какой мере следует учитывать интересы каждого сектора при принятии решений в случае конфликтов между ними?» Конфликты и противоречия – важнейшая тема, которую интегральная модель оставляет в стороне. Когда Кену Уилберу задают сложные пограничные вопросы, особенно из сферы морали, от него часто можно услышать «единого ответа не существует», «карта - не территория, территория – ваша жизнь», «понимание AQAL необходимо, но не достаточно». Со всем этим можно согласиться. Между тем, людям нужны решения. Во многих случаях нет необходимости проживать цикл болезненного опыта, если различающая способность уже обнаруживает дискомфорт. В этой статье я продемонстрирую как дополнить интегральную модель, чтобы она стала исчерпывающей.
Процесс принятия решений предполагает два этапа. Сначала мы собираем всю возможную информацию о ситуации, производим анализ или разбор явления. Мы смотрим на феномен с различных перспектив и оцениваем достоверность данных. Затем наступает этап выбора, мы совершаем некое внутреннее действие, и рождается решение, которое нас устраивает. В конкретной ситуации мы можем собрать достаточно аргументов в пользу коллективных интересов и не меньше в пользу индивидуальных. В какой степени затем решение должно учитывать личные интересы и интересы общности? 50/50? 30/70? Как мы это знаем? Кто в нас это определяет? Какой из возможных вариантов будет подходящим?
Анализ феномена – лишь один аспект процесса принятия решения. При рассмотрении известных понятий или прошлого опыта AQAL помогает обстоятельно и концептуально их рассмотреть с разных перспектив. Но если событие еще не случилось, если я только на пороге выбора, в процессе переживания и от меня зависит как именно я переживу и интерпретирую явление, как это мне помогает? Интегральная психология, к сожалению, не рассматривает сам процесс переживания, сводя все наше многообразие к различию AQAL констелляций и уровней, обходясь без понятий воли и выбора. Возникает внутренний импульс выступить в защиту живой, свободной и играющей части нас.
В курсе Core Integral утверждается, что «интегральная карта отражает территорию нашей осознанности». Действительно, карта – это не территория, но что если в карте AQAL пропущено что-то важное, что также можно картографировать? Что если в потоке бытия есть объекты, которым пока вообще не нашлось место в интегральной карте и которые непосредственно связаны с искомой мудростью? Что если мы можем выйти на эту глубину и найти новые перспективы и через них переосмыслить всю известную карту?
Ниже я покажу, что такими объектами являются напряжения или чувства. Любая философия начинается с реальной задачи, вызывающей напряжение и требующей мудрого решения. Одним из первичных напряжений является напряжение неизвестности, выдержать которое человек обычно не в состоянии и которое заставляет хвататься за веру и размышления. Модели реальности успокаивают и наделяют жизнь смыслом, однако там где есть вера, появляется и сомнение. Другим примером может быть напряжение между мной и нами. В отношениях всегда есть сомнение и неуверенность. Мы почти непрерывно оцениваем, учитывают ли нас или нужно громче заявить свою позицию, достаточно ли мы корректны или заходим на территорию собеседника. Мы вибрируем от себя к нам и обратно, погружаясь в общность, но желая сохранить уникальность.
Мы также непрерывно испытываем напряжения между внешним и внутренним аспектами бытия, между грубым, тонким и причинным телами. Мы чувствуем напряжения на любых границах и границы элементов AQAL не являются исключением. Напряжения не являются концепцией или теорией. Это не продукт концептуального ума, они не познаются познающими структурами, не принадлежат секторам и не эволюционируют - они просто чувствуются. В этом их простота и сложность. Ниже мы исследуем наиболее общие классы таких напряжений и обозначим подходы в направлении поиска мудрости их разрешения и расслабления.
В книге “Consciousness explained better” Аллан Комбс цитирует У. Джеймса:
«В течение прошедших двадцати лет я не особо доверял ‘сознанию’ как реальной сущности; последние семь или восемь лет я показывал своим студентам его несуществование и пытался передать им его прагматический эквивалент из реальности переживания. Мне кажется, что настал час для открытого и универсального избавления от этого термина.»
Действительно, «реальность», «сознание», «ум», «космос» – это просто понятия. Они не могут быть объектами исследования, поскольку их объект не определен, а любой метод IMP правомерен только внутри секторов. Интегральная карта объясняет «реальность» или «осознанность», которая сама по себе является концепцией, объясняемой с помощью интегральной карты. Такая цикличность не достаточно правомерна. Поэтому, следуя примеру Джеймса, я далее исследую переживание или восприятие, оставаясь предельно непредвзятым и включающим в интерпретациях. Такой подход не является феноменологическим, поскольку затрагивает также границы, которые не лежат внутри секторов, а используемый метод их исследования еще не включен в состав IMP.
Я также покажу, что границы секторов и сфер фактически являются пятью буддистскими скандхами восприятия, мистическими стихиями или махабхутами, послание о которых было оставлено традициями древности тысячелетия назад и является не менее ценным достоянием, чем уровни или Великая Цепь Бытия. На них основаны все духовные школы и практики. Границы также являются источником эволюционного импульса и даже лежат в основе типов эннеаграмы. Неконцептуальные напряжения могут стать прекрасной основой пост-метафизической философии, поскольку они неопровержимы. Такая философия не просто укажет на фундаментальные основания бытия и познания, но даст реальный инструмент для сонастройки себя с космосом и для понимания всей космической игры.
На некоторое время я предлагаю читателю не привязываться к постулатам интегральной теории и позволить себе открыться новому опыту, следуя предписаниям в тексте. Попробуйте смотреть вместе со мной на переживаемый мир с перспективы истинного «Я» - того, кто непрерывно играет, одновременно всегда оставаясь вне игры. Откройтесь чистому видению равностности и исследуйте предельную непредвзятость в создании интерпретаций. Возможно, мы сможем построить модель, которая превосходит и благодарно включает AQAL, но лишена его внутренних противоречий. Философию чистого видения, которое сможет поддерживать абсолютную свободу и невыразимую полноту.
Комментарии к слайду
Нет комментариев