Александра Провоторова
Интегральное воспитание
Секрет воспитания заключается не в том, что родители делают для ребенка, но, скорее, в том, кем они являются для него (1).
Гордон Нейфельд
Всю нашу жизнь мы вынуждены примирять такие противоположности, которые выглядят непримиримыми… Как можно одновременно соответствовать требованиям свободы и дисциплины в образовании? Бессчетное количество матерей и учителей как-то ухитряются, но никто не может четко определить, как они это делают. Они привносят в ситуацию силу, которая принадлежит более высокому уровню, где все противоположности превзойдены — силу любви… Разнонаправленные проблемы побуждают человека выходить за пределы самого себя; они требуют, и таким образом стимулируют поиск ресурсов на более высоком уровне, тем самым принося любовь, красоту, добродетель и истину в наши жизни. Только с помощью этих высших сил можно примирить противоположности в нашей ситуации.
Эрнст Фридрих Шумахер
Как справедливо замечает редактор русского издания «Интегральной психологии» Владимир Майков «Любая философская теория или модель (в том числе, модель Уилбера) основана на лингвистически порождаемых структурах понимания. Единственной альтернативой является передача духовной традиции как практики» (2). Уилбер и его последователи с этим согласны: «Единственным путем, приводящим к устойчивой трансформации, является ежедневная, продолжительная и выполняемая практика» (3).
Поскольку вопрос создания интегральной практики для взрослых является подлинно сложным и комплексным и требует, по-хорошему, многих лет изучения и исследования, в своём эссе я хотела бы коснуться лишь одного аспекта (4) такой практики — интегрального воспитания детей.
Хорошую трактовку понятия «интегральное воспитание» предлагает Мириам Мейсон Мартино в статье «Интегральный подход к воспитанию детей в возрасте до трех лет» (5). Каковы основные характеристики такого подхода с её точки зрения?
1. Интегральный подход к воспитанию подразумевает видение ребенка целостным существом — в единстве тела, разума, души и духа. Соответственно, для каждого из этих проявлений неделимой сущности нужны свои условия — для создания прочного фундамента дальнейшей жизни и легкого прохождения фаз развития. «Посмотрите на новорожденного. Без сомнения, это чудо: он весь уже присутствует здесь — тело, разум, и более глубокие измерения души и духа. Эти измерения не нужно выстраивать: лишь развивать и реализовывать» (6).
2. Процесс воспитания является двухсторонним и постоянно эволюционирующим, то есть родители постоянно работают над свой собственной эволюцией и интеграцией — и над теми способами, которыми они взаимодействуют со своими детьми.
3. Интегральное воспитание подразумевает осознание многогранности жизни, невместимости её в рамки одной концепции — и чем больше концепций и аспектов принято во внимание, тем глубже общее понимание.
4. Поэтому при интегральном подходе желательно учитывать возможно большее количество линий развития растущей человеческой сущности (когнитивную линию, эмоциональную, социальную, психосексуальную1, музыкальную, моральную, духовную и другие).
5. Равным образом, это подразумевает воспринимать и ребенка, и себя с максимально широкой, не реактивной, а проактивной, само-осознанной точки зрения. То есть осознавать насколько возможно широко и глубоко происходящее и с ребенком, и самим собой. «Когда мы сознательно начинаем и приветствуем духовную и психодинамическую работу как часть нашей интегральной родительской практики, мы получаем благословение и вызов от множества аспектов, которые могут привести к переживанию наиболее трансформирующего опыта, когда-либо доступного человеческим существам» (7).
6. Таким образом, воспитание становится для родителей возможностью «получить опыт своих собственных более высоких состояний», выйти за пределы эгоцентричного самосознания и ощущения жизни, стать именно теми людьми, какими они хотели бы быть — и теми, на которых, они бы хотели, чтобы равнялся их ребенок.
7. Необходимо и понимание стадий развития (проявления) человеческого существа, чтобы вовремя дать необходимую поддержку, в какой бы форме она ни должна была выразиться на данной конкретной стадии. Так, Милтон Эриксон писал: «Реальность, чувство безопасности и определение границ дозволенного являются важной составной частью развивающегося сознания ребенка… Когда он еще мал, слаб, но уже понимает, когда он оказывается в мире неопределенностей и эмоциональных изменений, тогда у него возникает желание узнать, что может обеспечить ему реальное чувство безопасности и силы» (8).
8. Кроме того, жизненно необходимо от родителей иметь хотя бы общее представление о смене и эволюции человеческих обществ, чтобы не ограничивать возможности ребенка своим уровнем представлений (9).
9. К тому же, такая практика изначально не предполагает наличия «правильных» и «неправильных» ответов. «Совершенство — это не состояние, которого надо достичь, но, скорее, постоянное разворачивание ко все более высоким, широким и глубоким состояниям бытия. Мы становимся все скромнее — совершая множество ошибок, когда у нас нет выбора, тем не менее продолжая наши попытки и получая все более удовлетворяющие результаты, вовлекаясь в предприятие, которое не вознаграждает наше эго и не укрепляет наши профессиональные навыки» (10).
Таким образом, интегральное воспитание предстает как необычайно сложный процесс, вовлекающий все уровни (вплоть до сущности) все участвующих в нем человеческих существ. И, судя по всему, сама сущность человека как раз и является самым тонким и самым сложным инструментом подобного воспитания или, лучше сказать, взаимодействия (11).
Примечания
(1) Эту мысль, думаю, можно подтвердить множеством исследований, мне только недавно попался свежий пример в книге Стивена Д. Левита и Стивена Дж. Дабнера «Фрикономика».
(2) Интегральная психология, из примечаний редактора.
(3) Кен Уилбер, Терри Паттен, Адам Леонард и Марко Морелли. Практика интегральной жизни: проект физического здоровья, эмоционального равновесия, умственной ясности и духовного пробуждения для двадцать первого века. При этом лично у меня вызывает определенные сомнения сама та «практика интегральной жизни», которую описывают коллеги и ученики Уилбера, с её «одноминутными упражнениями» и «избранными практиками», которые «в особенности очищены, сфокусированы и эффективны» (там же).
(4) Хотя для подлинной интегральной практики, конечно, необходимо, чтобы каждый её аспект соответствовал целостности её концепции в целом.
(5) http://integraltranslations.wordpress.com/2012/04/21/martineau-integral-... (дата обращения 14 августа 2012 г.)
(6) Там же.
(7) Там же.
(8) Милтон Эриксон, «Поиск состояния безопасности» в сборнике «Семья как процесс». Цит. по книге «Мой голос останется с вами». Эриксон и сам может быть прекрасным примером подобного отношения, это видно из примеров воспитания им его собственных детей и примеров терапии с детьми. В применении к взрослым пациентам этот подход с успехом (а также блеском и неповторимым юмором) реализует Ф. Фарелли (Френк Фаррелли, Джеффри Брандсма. Провокационная терапия)
(9) Эта тема требует, конечно, отдельного рассмотрения — от популярного мема «дети индиго» до теории спиральной динамики применительно к воспитанию. Интересная версия интегрального образования (на «зеленой стадии») описана в книге «Психология интегрального сообщества (Методика интегрального воспитания)» (М., 2011).
(10) Мириам Мейсон Мартино, «Интегральный подход к воспитанию детей в возрасте до трех лет». Это в некотором роде перекликается с идеями Макинтайра, в которых смысл жизни — не некая конечная формулировка, а постоянно совершенствуемая практика «бытия человеком». Как писал Р. Х. Блайс, «Это центральная проблема человеческой жизни. Часто она возникает в отношениях учителя и ученика, мужа и жены и так далее. Когда мы учим, они не понимают. Когда мы не учим, они недовольны. Любовь — это взаимное послушание. Но любовь предполагает также, что мы учим другого человека любить еще больше. Если я всегда послушен, другой становится своенравным или по крайней мере не делает успехов. Если я требую послушания, чувства другого человека идут на убыль, ведь любовь всегда взаимна. Кьеркегор говорит, что мы должны верить в любовь в сердце другого человека и тем самым пробуждать ее. Возможно, это является решением проблемы Кёгэна, но главное — не ожидать результатов. Нужно просто верить». («Мумонкан, Сорок восемь классических коанов дзэн с комментариями Р. X. Блайса»).
(11) «Один из самых эффективных способов обучения – это моделирование тех качеств (например, внимание к окружающим, эмпатия, великодушие, уверенность в себе, сила, доброта и т.п.), которые мы хотели бы видеть в своем ребенке. Маленькие дети как губка впитывают информацию и всему подражают; это их способ обучения. Обращаясь с ребенком так, как бы мы хотели, чтобы он обращался с нами и окружающими, мы даем ему направление развития наиболее прямым и определенным образом». (Мириам Мейсон Мартино, там же). Болдуин писал «ребенок возвращает своим родителям, учителям и т.д. лишь тот материал, который он сам взял у них» (цит. по Кен Уилбер, «Интегральная психология»). То же самое говорит и Мэрилин Аткинсон, Основатель и президент Международного Эриксоновского Университета (http://www.youtube.com/watch?v=Lvm-EhMmZJA)
Комментарии к слайду
Нет комментариев