Валерий Пекар
Уже при первом знакомстве со спиральной динамикой обращает на себя внимание «маятник» между материалистическими/индивидуалистическими парадигмами мышления и системами ценностей, с одной стороны, и идеалистическими/коллективистскими. Первые маркируются теплыми цветами (бежевый, красный, оранжевый, желтый, …), вторые — холодными (фиолетовый, синий, зеленый, …). В развитии мышления как отдельного человека, так и социосистем разного размера/сложности всё время происходит движение от одного полюса к другому и обратно. В обиходе установилась хоть и не вполне корректная, но удобная терминология: первые называются ян-парадигмами, вторые — инь-парадигмами.
Развитие каждой из линий ян-парадигм и инь-парадигм представляет собой классическую диалектическую спираль с отрицанием отрицания на каждом витке. Если мы представим две спирали ян и инь переплетенными, как в молекуле ДНК, то модель будет выглядеть таким образом, будто на каждом витке одна из спиралей поддерживает и подталкивает вверх другую.
Общества с доминирующими ян-парадигмами демонстрируют высокую социальную динамику — что и неудивительно, раз мы имеем дело с прорывом индивидуализма (сотен тысяч и миллионов маленьких индивидуализмов). Напротив, общества с доминирующими инь-парадигмами — это общества социального баланса, при всех своих недостатках («кристалл, вышедший из рук небесного ювелира», говорит доктор Будах в «Трудно быть богом» А.Б. и Н.Б.Стругацких).
Соответственно, ян-парадигмы отвечают за новые социальные лифты, а инь-парадигмы — за новые системы социальных связей (социальные матрицы). Сочетание инь и ян-парадигм обеспечивает и связность, и структурированность. Преобладание инь-парадигм означает общество с большой связностью (устойчивостью), но со слабыми социальными лифтами (низкой динамикой). Преобладание ян-парадигм означает общество со сравнительно низкой связностью и развитыми социальными лифтами.
Красные социальные лифты основаны на власти. Оранжевые социальные лифты основаны на богатстве и успехе — но богатство и успех в определенном смысле дают власть. Желтые социальные лифты основаны на знаниях и компетентности — но это дает богатство и успех, а в определенном смысле и власть (со временем это будет всё заметнее). Мы видим, что новые системы социальных лифтов всегда включают старые.
Фиолетовая социальная матрица основана на кровном родстве. Синяя социальная матрица основана на праве, религии и государстве (в исходной точке между этими тремя понятиями нет разницы). Зеленая социальная матрица основана на идейной общности (здесь у меня пока недостаточно понимания для точной характеристики). Мы сейчас увидим, что новые системы социальных связей (социальные матрицы) не включают, а разрушают старые.
История государства, права и религий показывает, что для их становления обязательным условием является разрушение родовых связей. Китай эпохи Цинь строит первую в мире систему профессиональной бюрократии для того, чтобы вывести государство из-под коррумпирующего влияния родов. Этот опыт впоследствии будет востребован в десятках стран в течение тысяч лет. Христос призывает оставить семью и присоединиться к общине верных (Мф. 19:29). Мухаммед разрушает племенные связи для создания уммы, мусульманской общины. Папа Григорий VII проводит реформу управления и устанавливает целибат католических священников, чтобы вырвать Церковь из рук влиятельных родов, передающих должности по наследству. Мамлюки и Османская империя вынуждены рекрутировать государственных управленцев из детей покоренных народов, оторванных от своих корней. Множество правителей в разные эпохи назначает на высокие должности только евнухов — вовсе не для того, чтобы уберечь гарем, а потому что евнухи разрывают важнейшую для фиолетового мира цепь предков-потомков и потому преданы только трону.
(Понятно, что переход от одной социальной матрицы к другой сам по себе невозможен — вначале нужен «ледокол» в виде ян-парадигмы, чтобы разрушить старое и расчистить место для нового. Точно так же и бесконечная текучесть ян-парадигмы требует прихода инь-парадигмы для «закрепления пройденного». Типичная пара «проявитель-закрепитель», знакомая фотографам доцифровой эпохи.)
Нетрудно предположить, что переход от синей социальной матрицы к зеленой будет выглядеть аналогично. Зеленые связи вначале проникают сквозь государственные границы и правовые ограничения — а затем разрушают их. Пиринговые сети и открытый код противоречат нормам защиты интеллектуальной собственности. Профессиональные сообщества и «новые племена» не знают ни этнической, ни конфессиональной принадлежности, ни политического подданства: если ты «свой», то неважно, какой паспорт у тебя в кармане и какими словами ты молишься, если молишься вообще. «Правительства, оставьте нас в покое, мы не приглашали вас!» — заявляет Джон Перри Барлоу в «Декларации независимости Киберпространства».
Вместе с тем, социальная дифференциация на каждом новом этапе приводит к усложнению идентичности, что позволяет снимать проблемы «раздвоения личности». В фиолетовом мире все социальные отношения запакованы в родовые: быть членом племени и быть сыном такого-то, отцом такого-то — это одно и то же. В результате постепенного усложнения и увеличения многообразия социальных ролей идентичность распаковывается, расщепляется (это и называется дифференциацией). В синем мире можно быть подданным правителя, членом общины — и оставаться примерным семьянином, несмотря на разницу интересов. В зеленом мире можно быть членом «нового племени», сохраняя «на других планах бытия» этническую принадлежность и семейные связи.
Так в общем выглядит система сменяющих друг друга социальных лифтов (вертикалей) и социальных матриц (горизонталей). Никита Жук предлагает еще одну метафору: ян-парадигмы аналогичны реакторам, а инь-парадигмы — стенкам реакторов, которые держат процесс в рамках и не позволяют ему перерасти в катастрофу.
И вот еще одно наблюдение относительно социальных матриц. Фиолетовая матрица основана на прошлом и обращена в прошлое: общие предки, неразрывная цепь времен, разделяемое видение истории. Синяя матрица основана на настоящем и обращена к нему: вера, принадлежность и поступки здесь и сейчас. Зеленая же устремлена в будущее: для нее важными являются общее видение будущего, сопричастность общему проекту его создания.
Понимание природы социальных лифтов и социальных матриц дает ключ к проникновению в суть текущих событий мировой и внутренней политики. Об этом в следующих публикациях.
Комментарии к слайду
Нет комментариев