Сергей Бадаев
Концепция АКВАЛ является центральным компонентом интегральной теории. Эта
аббревиатура расшифровывается как все сектора (или квадранты), все стадии
(или уровни), все состояния, все линии и все типы. Таким образом, считается, что
АКВАЛ состоит из пяти компонентов, которые все вместе составляют интегральную
операционную систему (ИОС). Кен Уилбер отводит этой концепции главную роль
в расширении горизонтов трансперсональных исследований и становлении особой
области исследований, которые он называет интегральными.
Эта статья посвящена анализу секторов модели АКВАЛ и показывает, что этот
компонет является самым слабым и уязвимым для критики звеном интегральной
теории. В каком-то смысле можно считать, что сектора – это ахиллесова пята
интегральной теории.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что все компоненты АКВАЛ, за
исключением секторов, вполне привычные рабочие понятия, которые используются
в современной психологии. Стадии означают крупные периоды развития сознания
в процессе онтогенеза и являются предметом исследования психологии развития.
Состояния, в отличие от стадий, означают временные характеристики сознания, и
под ними понимаются как обычные состояния типа сновидений, так и измененные
состояния сознания (ИСС) и пиковые переживания. Линии означают определенные
аспекты, или стороны, сознания, которые выделяются, исходя из соображений
удобства описания или исследования. Наиболее часто выделяют такие линии как
когнитивная, эмоциональная, межличностная, моральная и другие. Под типами в
АКВАЛ понимаются как гендерные различия между мужчинами и женщинами, так и
те различия, которые в психологии рассматриваются и изучаются как типы личности.
На фоне этих понятных и привычных психологических реалий квадранты выступают
как инновация, как ноу-хау, которое по замыслу Уилбера переводит всю область
изучения сознания на новый интегральный уровень и имеет далеко идущие
последствия для многих других областей знания, включая как фундаментальные,
так и прикладные науки. Если все предыдущие компоненты относятся к психике или
к сознанию человека, то к чему относятся сектора? Если сектора, с точки зрения
Уилбера, имеют такое фундаментальное значение, почему никто не обнаружил их
ранее? Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим вопрос
происхождения самой идеи секторов. В некоторых своих книгах Уилбер кратко
касается этого вопроса.
(2) Как появилась идея 4 секторов
В книге "Краткая история всего" (КИВ), которая была написана в 1996 г., есть
описание того, как Уилбер пришел к этой идее. Он анализировал различные
иерархические схемы из самых разных областей человеческого знания. Для него
они все являются холархиями, то есть последовательностями холонов. Он разложил
на полу на листах бумаги сотни таких иерархических последовательностей, или
карт, и попытался за множеством подобий и соответствий разглядеть единую
иерархическую последовательность. И тут его осенило, что эти последовательности
можно сгруппировать в четыре группы. "И чем больше я смотрел на эти холархии,
тем больше я понимал, что существует, на самом деле, четыре совсем разных типа
холархий, четыре совсем разных последовательностей холонов. И как только я
разделил все эти холархии на четыре группы, они сразу же оказались там на месте,
и стало совершенно очевидно, что каждая холархия в каждой группе действительно
относилась к одной и той же территории, но, так сказать, существуют четыре
различных типа территории". (КИВ, стр.119).
В книге "Око духа" (1997 г.) (ОД) Уилбер по-другому подводит своего читателя к
идее четырех секторов. Он говорит о том, что существуют два подхода к знанию -
внутренний и внешний. Под внутренним Уилбер понимает субъективный опыт, а под
внешним - объективное и внешнее описание мира. Уилбер показывает, как эти два
подхода прослеживаются в таких областях человеческого знания, как психология,
социология, философия и даже теология. Но как же отсюда перейти к четырем
секторам? Довольно неожиданно Уилбер пишет: "Если мы взглянем на приведенные
выше примеры различных подходов к поиску знания, то обнаружим, что на самом
деле они распадаются не на два, а на четыре крупных лагеря. Поскольку как
внутренние, так и внешние подходы можно разделить на индивидуальные и
коллективные". (ОД, стр.39).
В Интегральном Видении (2007) дается, пожалуй, самое неудачное описание,
которое сводится к следующему:
(1) Во всех основных языках существуют местоимения 1, 2 и 3 лица (я, ты, оно).
(2) Поскольку мы=я+ты, будем обозначать 2-е лицо как "мы". (но мы можно
представить и как мы=я+он/она).
(3) Вместо я, мы, оно поставим Красота, Добро, Истина как "основополагающие
измерения вашего собственного бытия".
(4) Им сопоставим искусство, мораль, науку.
(5) Эти три измерения (я, мы, оно) = четыре сектора.
(Измерения "я", "мы" и "оно" столь фундаментальны, что мы называем их четырьмя
секторами и в этом виде они становятся основой интегральной концептуальной
структуры или ИОС. стр. 68).
Таким образом, согласно Уилберу, появляются 4 сектора:
Верхний Левый (ВЛ) - внутренний индивидуальный
Верхний Правый (ВП) - внешний индивидуальный
Нижний Левый (НЛ) - внутренний коллективный
Нижний Правый (НП) - внешний коллективный
Из описания КИВ следует, что сектора возникают как своего рода типология при
группировке Уилбером различных иерархических схем из разных областей знания.
Четыре сектора - это четыре группы, в которые Уилбер объединил многочисленные
схемы. Из этого вовсе не следует, что они носят какой-то фундаментальный
характер. Понятия "внешнего" и "внутреннего" могут сбивать с толку, так как
несмотря на их семантику, они не подразумевают пространственных отношений и
какой-либо общей границы. Кроме того, в отличие от традиционного относительного
использования этих терминов, когда "внешнее" может в другом отношении быть
одновременно и "внутренним", Уилбер пытается придать им принципиальный и
качественный характер. По Уилберу внешнее никогда не может стать внутренним.
В качестве синонимов для внешнего и внутреннего Уилбер использует понятия
объективного и субъективного, а также материального и идеального.
(3) Иллюстрация на примере мысли "сходить в бакалейную лавку"
В книге "Око духа" (ОД, стр.39) КУ в качестве примера четырехсекторного описания
приводит пример с мыслью "сходить в бакалейную лавку". Он рассуждает примерно
таким образом. То, что мы реально переживаем, когда у нас появляется мысль
сходить в бакалейную лавку, это ВЛ (внутреннее индивидуальное). То, что при этом
происходит в нашем мозге (=физиологические процессы) - это ВП (это процессы,
которые можно наблюдать).
Цитата: Мой мозг — это объективный, физический, биоматериальный орган,
познаваемый объективным и эмпирическим образом (Верхний Правый
угол). Однако я познаю свой разум, свое сознание прямо, непосредственно и
внутренне (Верхний Левый угол). (ОД, стр.39)
Цитата: Мозг видится объективно, разум переживается субъективно. (ОД,
стр.39)
Здесь стоит отметить, что в случае, если мы захотим изучать мысли другого
человека, мы попадем в странную ситуацию. С одной стороны, его мысли
субъективны, являются частью его внутреннего мира и должны находится в ВЛ
секторе. С другой стороны мы не можем непосредственно переживать мысли
другого человека, для нас они внешние объекты и должны находиться в ВП секторе.
Фоном или контекстом для мыслей является культурная среда. Это НЛ (=
внутреннее коллективное, интерсубъективное пространство разделяемых
культурных контекстов.) Если бы человек существовал в первобытном обществе,
то мысль обрела бы форму "пойти на охоту", а не в магазин.
Материальные компоненты культурной среды составляют НП (= социальную
систему, систему общественного действия).
Интересно отметить, что ив КИВ и в ОД Уилбер приводит один и тот же пример и
нигде не дает других примеров. Однако даже этот пример порождает серьезные
трудности. Культурный фон, на котором возникает мысль сходить в бакалейную
лавку не является субъективным, хотя и находится в левой части. Уилбер
использует для него понятие "интерсубъективный", что оставляет вопрос открытым,
относить ли его к субъективному или объективному, ибо третьего не дано. Если
мы хотим остаться в рамках субъективного, то в качестве фона для отдельной
мысли нужно, наверное, взять весь внутренний мир человека, все многообразие
его идей, и рассматривать отдельную мысль на фоне всех мыслей идей и
убеждений данного человека. Сложность здесь также возникает из-за того, что уже
становится непонятным с чем мы уже имеем дело в этом секторе - с отдельной
мыслью "сходить в бакалейную лавку" в какой-то ее особой ипостаси или уже с
самим культурным контекстом. (Для какой-то другой мысли, например, "сходить в
банк", содержание НЛ сектора будет другим, так как это другая мысль, или тем же
самым, так как это один и тот же контекст для разных мыслей?)
Далее, Улбер утверждает, что "индивидуальные холоны существуют только в
сообществах холонов подобной глубины" (КИВ стр.124). Почему же мы тогда берем
в качестве примера для НЛ весь культурный фон? Даже если это "культурный фон"
данного конкретного человека, то может быть правильнее взять только мысленный
фон, оставив за скобками чувства, ценности, установки и все остальное содержание
культуры. Сложность возникает из-за того, что, согласно Уилберу, иерархия
холонов бесконечна как вверх, так и вниз, поэтому все-таки правильнее брать для
рассмотрения ближайший логический класс объектов: для мыслей - "сообщество"
(совокупность) мыслей, для чувства - сообщество чувств и так далее.
Материальные компоненты культуры КУ называет социальной системой и
помещает в НП. Он включает в нее производительные силы, технологии,
социальные институты, общепринятые законы и правила. Прежде всего, необходимо
подчеркнуть, что технологии, институты, законы и правила - это нематериальные
объекты. Они не могут быть материальными компонентами культуры. Допустим,
что здесь находятся все-таки именно материальные компоненты - дома, дороги,
люди и т.п. Значит ли это, что фоном или контекстом для тех нейронов, которые
активизировались при мысли о том, что надо "сходить в бакалейную лавку", также
будут служить здания, дороги и люди? Не разумнее ли в качестве фона и контекста
взять ту нейронную сеть, в составе которой работают данные нейроны?
КУ подводит итог. Цитата: Так что моя якобы «индивидуальная мысль»
в действительности представляет собой феномен, которому внутренне
присущи (по меньшей мере) эти четыре аспекта — интенциональный,
поведенческий, культурный и социальный. Мы движемся по холистическому
кругу: социальная система будет оказывать сильное влияние на культурное
мировоззрение, которое будет устанавливать пределы для индивидуальных
мыслей, которые у меня могут быть, и, которые, в свою очередь, будут
отражаться на физиологии мозга. И мы можем двигаться по этому кругу в
любом направлении. Все они взаимосвязаны. Все они взаимно определяют
друг друга. Все они выступают в качестве причин и следствий друг друга в
бесконечной последовательности концентрических сфер контекстов внутри
контекстов. (ОД, стр.42)
Я думаю, вы обратили внимание, что круг, который описывает КУ на самом деле
разорван. Чтобы он стал полным необходимо добавить: "а физиология мозга влияет
на социальную систему", что будет звучать очень странно. И, конечно же, сектора
не находятся друг с другом в таких же отношениях, в которых находятся причины
и следствия. Ни один сектор не является ни причиной, ни следствием, никакого
другого сектора.
КУ утверждает, что "к любому феномену можно подходить внутренним и
внешним образом, а также индивидуально или в составе коллектива". (ОД,
стр.39).
Однако, если мы возьмем для рассмотрения какие-то другие примеры, то мы
можем столкнуться с еще большими трудностями. Давайте возьмем чувство
голода, например. Когда у нас возникает чувство голода, то у нас есть, с одной
стороны непосредственное переживание, которое мы и называем чувством
голода, а, с другой стороны, определенные изменения на уровне биохимии крови
и злектрохимической активности ЦНС. Но мы ничего не сможем найти в НЛ
секторе, так как чувство голода не является культурно обусловленным феноменом.
Соответственно, пустым окажется и НП сектор.
Дополнительные сложности возникают, если мысль записать словами на бумаге,
например "Моцарт - гений". Значит ли это, что в этом случае в ВП будут находиться
бумага и штрихи на ней? Если да, то что будет соответствовать им в ВЛ? Мы
находимся в ситуации, когда у нас есть два сектора (ВЛ и ВП) и три сущности -
внутреннее переживание, физические компоненты (штрихи на бумаге) и абстрактная
идея, мысль. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда большая часть реальности,
а именно абстрактные понятия, идеи, вообще оказываются за рамками модели
AQAL. Им там просто нет места.
Одна из возможных причин этого заключается в том, что Уилбер смешивает
понятия "субъективного" и "объективного" с понятиями "идеального"
и "материального", которые ни в коем случае не являются синонимами. В противном
случае в философии не существовало бы таких течений как объективный идеализм
и субъективный идеализм.
В книге КИВ Уилбер пытается более подробно объяснить принципиальную на его
взгляд разницу между правыми и левыми сектора AQAL. Он пишет, что "каждый
холон справа можно, так или иначе, увидеть опытным путем. У всех у них
однозначно определенное положение, потому что это физические и материальные
проявления всех холонов". (КИВ стр.141) По-видимому, речь идет о принадлежности
к физическому миру. Если это так, то необходимо также добавить, что кроме
пространственного положения для явлений физического мира характерна также
и определенная длительность во времени. Если правые сектора описывают
физический или материальный мир, то значит ли это, что левые сектора - это
нефизический, идеальный мир?
Уилбер поясняет далее: "Вы можете указать на мозг, на скалу, на город, но вы не
можете указать на зависть, гордость, сознание, ценность, намерение или желание.
Где же желание? Покажите мне его". (КИВ стр. 141). Здесь Уилбер серьезно
ошибается, на мой взгляд. Многие из нас видели в своей жизни проявления
зависти, гордости или каких-то желаний в других людях. Все это происходило в
физическом мире пространства и времени. Некоторые могут вспомнить, как в них
самих проявлялись зависть, гордость или какие-то желания. Пространственно эти
явления были ограничены их телом (возможно даже были телесные проявления
этих состояний) и длились определенный промежуток времени. Таким образом,
это были феномены, с одной стороны субъективные, а, с другой стороны, с вполне
четкой локализацией в пространстве и времени.
Давайте представим себе слиток золота. Это кусок металла имеет вполне
выраженную пространственную локализацию, если он вдруг неожиданно ее
поменяет, перекочевав из сейфа в карман злоумышленника, это может вызвать
большой переполох. При этом этот кусок металла имеет определенный вес,
электропроводность, упругость, температуру плавления и так далее. Мы называем
эти характеристики свойствами. И нас может поставить в тупик вопрос "где
находится вес?" или просьба "покажите мне электропроводность". Если речь идет о
свойствах данного конкретного слитка золота, то с помощью определенных действий
можно продемонстрировать и вес и электропроводность данного куска металла.
Как конкретные свойства они связаны с данным куском металла и имеют связанную
с ним пространственно-временную локализацию. Как абстрактные свойства они
относятся к миру идеального и не связаны с физическим миром. Сходным образом,
свойства зависти или гордости, как проявления конкретного человека, имеют
физическое выражение в пространстве и времени, а как абстрактные качества
являются идеальными конструктами, или понятиями.
Тем не менее, Уилбер считает, что познание в левых секторах осуществляется
посредством интерпретации. Для этого, он считает, необходимо вступать
в диалог. Именно поэтому он часто акцентирует внимание на различии
между "монологическим" и "диалогическим" путями познания. Правда, незадолго
до этого Уилбер утверждал, что разум познается "прямо, непосредственно
и внутренне", что не предполагает никакого диалога или интерпретации.
Уилбер говорит также, что "поверхности можно увидеть, а глубина должна
интерпретироваться" (КИВ, стр.143). Хотя он намекает на то, что традиционная
наука, которой он отводит место в правых секторах, занимается поверхностями и
игнорирует глубину, его высказывание с одинаковым успехом можно использовать
и для левых и для правых секторов. Так, например, во сне мы можем увидеть какие-
то образы, но их интерпретация может выявить глубинный смысл, не лежащий на
поверхности. Врач может наблюдать определенные симптомы и с помощью их
интерпретации выявить глубинные причины болезни. Хотя Уилбер считает, что "все
правосторонние пути предполагают участие восприятия, а все левосторонние
пути предполагают участие интерпретации" (КИВ, стр.141), по-видимому, любое
восприятие включает в себя интерпретацию в той или иной мере.
Необходимость диалога в качестве критерия для различия познания в левых
секторах в отличие от правых (КИВ стр. 137), звучит еще более странно при том, что
Уилбер сам приводит пример интерпретации человеком своих сновидений (стр. 144-
145), что не требует диалога. Также он говорит об интерпретации эмоциональных
состояний животных, что совершается без опоры на вербальный диалог. Если же
мы расширим понятие диалога за пределы вербальных взаимодействий, и будем
называть диалогом любое взаимодействие, то тогда можно будет считать что химик,
проводящий в пробирке химическую реакцию, находится в состоянии диалога с
химическими веществами.
Таким образом, ни критерий пространственной локализации, ни использование
интерпретации нельзя считать отличительными критериями познания в левых и
правых секторах.
(Сектора относятся к конкретному холону. Однако традиционное представление
АКВАЛ с диагоналями непонятно к какому холону относится. Весь Космос? Но у
коллективного холона нет индивидуальных секторов.)
Еще более странным будет такое описание, если мы возьмем какой-то неживой
объект, например, кристалл какой-то соли или яблоко, так как ВЛ, НЛ и НП сектора
будут пустыми, если мы не придумаем какого-то специфического содержания для
психической жизни кристалла или яблока.
Согласно Уилберу, 4 сектора - это 4 аспекта любого индивидуального холона.
Остается странным, почему 4сектора через запятую перечисляются наряду с о
стадиями, состояниями и тп.
Тетра-возникают и тетра-эволюционируют. Неправильно говорить "сектора
тетра-возникают", согласно Уилберу - это холоны возникают. Если под НЛ и НП
подразумевать культурный и социальный фон, то есть среду, то она не возникает и
не эволюционирует одновременно и параллельно с индивидуальным холоном, для
которого она является контекстом. Они имеют разные масштабы, и исчезновение
или изменение одного индивидуального холона может практически никак не
отразиться на той среде, частью которой он является.
(4) 4 типа истины: разбор
Уилбер утверждает, что каждому из четырех секторов AQAL соответствует свой
особый тип истины:
Верхний левый (ВЛ) — правда,
Верхний правый (ВП) — истина (пропозициональный тип истины),
Нижний левый (НЛ) — справедливость,
Нижний правый (НП) — функциональное соответствие.
В введении к книге «Око духа» (ОД) Уилбер приводит примеры этих типов истин.
Сразу же необходимо отметить, что здесь мы имеем дело по существу с двумя
разными по объему понятиями «истины». «Истина» в узком смысле употребляется
для ВП сектора, «истина» в широком смысле употребляется для обозначения всего
класса отношений, которые в этом случае становятся разными типами истин.
Вот как Уилбер раскрывает это новое содержание понятия «истина». «Каждый
из этих «четырех секторов» фактически имеет свой особый тип истины или свой
тип «критерия достоверности» - те способы, которыми он накапливает данные
и свидетельства и оценивает их достоверность» (ОД, стр.43). Важным, на мой
взгляд, здесь является не столько способ, которым человек накапливает данные и
свидетельства, сколько способ, которым он оценивает их достоверность.
Уилбер начинает с ВП сектора, которому соответствует пропозициональный тип
истины, или истина соответствия. Иными словами, речь идет о соответствии факта
и высказывания о факте. Отсюда следует, что истинным или ложным может быть
только высказывание, но никак не сам факт. Факт выступает как «территория»,
а высказывание выступает как «карта». Как говорит Уилбер: «... если карта
соответствует территории, говорят, что это истинное представление или
истинное соответствие» (ОД, стр.45). Оставим в стороне вопрос о том, насколько
хорошо должна карта соответствовать территории, чтобы считаться истинным
соответствием. Обратим внимание на то, что высказывания вовсе не обязательно
должны связываться с единичными, эмпирически наблюдаемыми фактами, как это
следует из изложения Уилбера (ОД, стр.44). Высказывания могут связываться с
другими высказываниями. Карта сама может служить территорией для создания
новой карты. Не совсем, правда, понятно, почему Уилбер называет этот тип
истины пропозициональным. Пропозициональный — это, строго говоря, имеющий
отношение к высказываниям, или утверждениям. Например, пропозициональная
логика имеет дело только с высказываниями и совершенно не занимается их связью
с эмпирическими фактами.
Переходя к ВЛ сектору, Уилбер утверждает, что здесь речь идет об искренности и
честности человека. Он добавляет, что «единственный способ, каким мы можем
получить представление о внутреннем состоянии друг друга — это диалог и
интерпретация» (ОД, стр. 45, выделено Уилбером). Здесь необходимо отметить
два момента. Во-первых, это не единственный способ. Очень часто мы узнаем о
внутренних состояниях других людей и животных, не вступая с ними в вербальный
диалог, а лишь интерпретируя их поведение по аналогии со своим собственным
поведением и соответствующими состояниями. Во-вторых, в случае диалога и
интерпретации мы опять имеем дело с истиной соответствия, так как мы будем
иметь дело с высказываниями, которые соотносятся с определенными фактами.
Особенность здесь заключается лишь в том, что эти факты мы относим к нашему
внутреннему миру, а не к миру внешнему.
Понимание данного вопроса осложняется еще и тем, что в тексте используется
глагол «лгать», который подразумевает сознательный обман. Иными словами,
мы имеем дело с двумя совершенно разными явлениями: несоответствием
высказывания факту (или несоответствие карты территории) и сознательное
желание ввести другого человека в заблуждение относительно факта, используя
для этого несоответствующее высказывание. Первый случай можно обозначить как
ошибку, а второй случай — как обман, или ложь. В первом случае тот, кто порождает
высказывание в процессе коммуникации считает высказывание истинным, в то
время как оно ложно. Во втором случае тот, кто порождает высказывание, знает,
что оно ложно, но хочет, чтобы тот, кому направлено это сообщение, считал его
истинным. В этом смысле очевидно, что человек не может лгать самому себе в
прямом смысле слова, так как он не может одновременно считать одно и то же
высказывание и истинным, и ложным.
То, как Уилбер раскрывает в дальнейшем содержание этого типа истины,
показывает, что Уилбер имеет в виду, что далеко не вся психика доступна сознанию,
что часть ее лежит в области бессознательного и что человек может «неверно
интерпретировать свое субъективное состояние» (ОД, стр. 45, выделено Уилбером).
Ошибка интерпретации — это не что иное как типичный случай истины соответствия,
то есть того типа истины, который Уилбер помещает в ВП сектор. В тексте есть
строки, которые показывают, что Уилбер отличает ситуацию лжи от ситуации
ошибки, или неверной интерпретации. «Если я неискренен в своих отчетах, вы
получите вовсе не точную феноменологию моих внутренних состояний, а лишь ряд
обманов и умолчаний. Более того, если я уже основательно солгал самому себе,
то я искренне верю, что говорю правду, и абсолютно ничто на энцефалограмме не
сможет этого опровергнуть» (ОД, стр. 47). Несмотря на это, он почему-то в явном
виде не рассматривает это как две проблемы и продолжает обозначать ошибку как
ложь.
В результате легко увидеть, что как истинность феноменологических отчетов о
внутренних состояниях, так и истинность высказываний по поводу эмпирических
фактов относятся к одному и тому же типу истины, то есть истине соответствия
высказываний фактам. И в том, и в другом случае возможны ситуации как лжи, так и
ошибки.
Далее Уилбер переходит к НП сектору, для которого он постулирует особый тип
истины — функциональное соответствие. Вот как Уилбер объясняет этот тип
истины: «Эти подходы Нижнего Правого сектора ищут истину в объективной
взаимозависимости индивидуальных частей, так что основополагающей
реальностью для них является объективное, эмпирическое целое - «совокупная
система» (ОД, стр. 47). Я несколько раз внимательно перечитал этот раздел о
функциональном соответствии, который занимает всего одну страницу, но так
и не смог понять почему функциональное соответствие заключается в привязке
утверждения к динамической структуре (!) совокупной системы. Может быть, это
правильнее назвать структурным соответствием? Остается непонятным, чем,
например, функциональное соответствие отличается от просто «соответствия»,
которое указано на рис. 2 (ОД, стр. 44) как тип истины ВП сектора. Смущает также
сам набор признаков, указанный на рис. 2 для НП сектора:
(6) функциональное соответствие,
(7) паутина теории систем,
(8) структурно-функциональное соответствие,
(9) сплетение социальных систем.
Почему функциональное соответствие приводится наряду со структурно-
функциональным соответствием? Что такое паутина теории систем: сама теория
систем или те системы, которая она описывает? Чем отличается «паутина теории
систем» от «сплетения социальных систем»? Разве социальные системы не
являются частным случаем систем вообще? В любом случае, если речь идет о
соответствии некоторого высказывания, или утверждения, факту, то мы опять имеем
дело с тем же типом истины соответствия, который характерен для ВП сектора.
Переходя к НЛ сектору, Уилбер говорит о том, что личность человека существует
в «культурном и этическом пространстве», что права человека зависят
от «взаимного соответствия наших умов в межличностном пространстве», что
мы «заинтересованы в справедливости, правоте, добродетели и честности».
Критерием достоверности в этом межличностном пространстве по мнению
Уилбера служит культурное соответствие, или взаимное признание. Остается
непонятным, почему Уилбер выбрал для обозначения этого типа истины понятие
справедливости, которое обозначает соответствие деянием и воздаянием, то
есть последствиями деяния. Говоря о типе истины для НЛ сектора, Уилбер нигде
не упоминает о высказываниях. Таким образом, остается вопрос: связано ли
культурное соответствие и взаимное признание, при всей расплывчатости этих
понятий, с высказываниями или же с реальными отношениями между людьми и их
действиями, вытекающими из этих отношений?
Все-таки, по-видимому, речь идет о соответствии высказываний фактам в каждом
из четырех секторов. На это указывает следующая цитата: «Весьма важно, что
каждому из четырех критериев достоверности соответствует свой тип свидетельств
и данных, и потому в рамках каждого критерия можно выносить суждения по тем
или иным утверждениям — то есть их можно подтверждать или опровергать,
оправдывать или отклонять, признавать действительными или отвергать» (ОД,
стр. 49). Здесь под четырьмя критериями достоверности подразумеваются четыре
типа истины, о которых речь шла выше. Таким образом, получается, что каждому
из секторов AQAL соответствует один и тот же тип истины, а именно истина
соответствия высказывания факту. Различаются эти сектора скорее не типом истины
а типом фактов, или данных, о которых выносятся суждения.
Четыре сектора не носят фундаментальный характер. Они могут быть удобны для
описания человека и тогда 4 сектора = 4 сферы жизни человека = телесная (ВП),
психическая (ВЛ), межличностная (НЛ) и социальная (НП).
Ни один сектор не является причиной или следствием другого сектора.
Не существует 4-х типов истины, которые бы соответствовали этим 4-м секторам.
Комментарии к слайду
Нет комментариев